• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет и город в России (начало XX века)

16 ноября в Высшей Школе Экономики прошла презентация книги «Университет и город в России (начало XX века)» М.: Новое литературное обозрение, 2009. Отв. ред. Мауэр Труде, Дмитриев Александр, организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева.

И в России, и за рубежом тема университетов вызывает сегодня большой интерес. И это не только в связи с Болонской унификацией, но и из-за стремления сохранить национальные интеллектуальные традиции. Их изучению в западных университетах уделяется большое внимание. Это то, чем каждый университет в отдельности, и все европейские университеты вместе утверждают свою культурную значимость, чем поддерживают социальную магию и престиж.

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева развивает данную тему в связи с магистральным направлением своей деятельности – изучением истории и социологии знания, а соответственно и «мест знания». Вслед за проведением круглого стола «"Классический" университет: традиция или архаика?», который собрал ведущих специалистов нашей страны, ИГИТИ приступил к деконструкции ключевого понятия в современном языке университетского самоописания – «классической университетской традиции». Этим исследовательским интересом, а также многолетним сотрудничеством с немецкими историками российской науки и образования было порождено стремление  провести презентацию книги «Университет и город в России (начало XX века)». Во-первых, за истекший с момента ее выхода год стало ясно, что она стала крупным научным событием в России, а во-вторых, этот проект был реализован при сотрудничестве профессора университета Гёттинген Труде Маурер и ведущего научного сотрудника ИГИТИ Александра Дмитриева.

Открывая презентацию, заместитель директора ИГИТИ Елена Вишленкова рассказала о международных научных проектах Института и призналась, что воплощение их результатов в коллективные монографии всегда дело трудоемкое, но стоящее вложенных усилий. Судьба книги «Университет и город», а также вышедшей в том же году монографии «Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши» довольно счастливая: у них широкая читательская аудитория и международная известность.

Труде Маурер рассказала об истории создания книги. Она берет начало в 1980-е годы. Работая над второй докторской диссертацией, исследовательница обнаружила поразительные сходства между немецкими и российскими университетами конца XIX - начала XX веков. Тогда ей казалось, что это объясняется тремя факторами: заимствованной из Германии моделью университета; обучением российских стажеров у немецких ученых; ярко выраженным исследовательским императивом российских университетов. Следующим этапом в изучении российских университетов стала работа профессора Маурер над проектом, сосредоточенном на периоде Первой мировой войны. Тогда накопились данные о взаимодействии университетов с университетскими городами. На этом этапе, немецкая исследовательница убедилась в том, что импортированная в Россию университетская идея обрела самобытные черты и уже мало походила на свой прототип. Изменение рабочей гипотезы повлекло за собой применение новых методов исследований. Насколько удачно получилось это осуществить – судить читателям.

Как заметил Анатолий Иванов (ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН), тема книги является исследовательской находкой. Невозможно заниматься историей университета, не выявляя его взаимосвязь с городской средой. В каких отношениях находятся студенты и сотрудники университета с различными городскими слоями? Как отвечает на запросы города университет, и что получает взамен? Он поблагодарил ИГИТИ за создание площадки для общения исследователей университетов, в том числе ученых из разных стран.

Александр Дмитриев поделился своими впечатлениями от участия в создании книги. Для него это оказался «поворот» от истории науки к истории университетов. В результате исследователь убедился, что история российских университетов начала XX века почти не исследована. Изучение взаимодействия университета и городской среды позволяет выявлять как различия, так и сходства немецких и российских высших учебных заведений. В зависимости от времени и обстоятельств университет представлял то максимально интегрированную в городскую жизнь социальную институцию, то академический островок посреди социального океана. Немаловажно здесь учитывать и влияние государства на университет, которое, зачастую, определяло взаимоотношения с городом.

После выступления обоих редакторов началось живое обсуждение книги и проговаривание вопросов, касающихся ее тематики. Присутствовавшие на презентации исследователи говорили о российской традиции так называемых «домашних семинаров», которые протягивают традицию императорских университетов вплоть до сегодняшнего дня (Дмитрий Цыганков, МГУ), о проблеме демаркации «западные»-«восточные» университеты в начале XX века (Сергей Секиринский, ИРИ РАН); об использовании колониальных метафор в университетских «историях» для описания взаимоотношений с местной культурной средой (Ирина Сироткина); о возможности компаративного анализа не только в синхронной перспективнее двух стран, но и в диахронной перспективе (Ирина Кулакова, МГУ); об иерархии университетов в Германии (Александр Полунов, МГУ) и, наконец, о значении самой книги: о её «настольности» по контрасту с «нашкафными» книгами (Анатолий Иванов, ИРИ).

После каждого выступления в аудитории звучал небольшой музыкальный фрагмент из студенческих песен начала XX века. Это создавало приятную и доверительную атмосферу для беседы специалистов.