• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебные семинары Центра истории наук о языке и тексте прошлых лет

От манускрипта к публикации: транскрипция, перевод и комментирование памятников схоластической культуры

Руководитель семинара: П. В. Соколов

Целью семинара является формирование навыков работы с рукописями философских и научных текстов позднего Средневековья, необходимых для подготовки научных изданий этих памятников. В ходе семинарских занятий студенты изучают начала латинской палеографии, знакомятся с основами терминологии схоластической науки, осваивают принципы перевода научных и философских текстов. Семинар открыт для всех желающих независимо от институциональной принадлежности, однако эффективное участие в работе семинара предполагает знание латинской грамматики.

В 2009/10 уч. г. участники семинара работали с рукописью анонимного трактата первой половины XIII в. о свободе воли (Ms Sorbonne 601 ff. 17ra-20vb) - они выполняли транскрипцию и перевод этого памятника.

 

История герменевтических практик в богословской, философской и научной литературе Средневековья, Возрождения и раннего Нового времени
Руководители курса: Ю. В. Иванова, П. В. Соколов

Курс состоит преимущественно из лекций, однако участие в нем требует от студентов интенсивной самостоятельной работы: слушатели знакомятся с важнейшими памятниками экзегетической литературы от античности до XVII в. и с наиболее значимыми исследовательскими работами, образующими традицию изучения истории экзегезы в XX в. Лекционный курс включает в себя следующие разделы: 1) краткая история античных учений о языке; 2) возникновение аллегорического метода и формирование экзегетического нарратива; 3) экзегеза «золотого века» святоотеческой письменности (складывание методологического канона и инструментария христианской герменевтики); 4) экзегеза в «темные века» (рецепция святоотеческого наследия); 5) возрождение натурфилософской экзегезы (Шартрская школа); 6) экзегеза Высокого и Позднего Средневековья (формализация герменевтической методологии); 7) экспансия логики и метафизики в область толкования сакральных текстов («номиналистическая» и «реалистическая» герменевтика); 8) герменевтические практики в культуре гуманистического движения (первые попытки систематического изучения античной мифологии; рождение филологии; ренессансная судьба аллегорезы; эмблематика); 9) герменевтическая реформа протестантских экзегетов в доктринальных полемиках XVI в.; 10) трансформация католической экзегезы в контексте методологических дискуссий XVI в.; 11) интериоризация герменевтических смыслов в пиетистской экзегезе; 12) аллегореза в герменевтической литературе XVII в. и принципы барочной эстетики; 13) библейская экзегеза в контексте центральных философских движений XVII в. (картезианство и спинозизм). Методология исследовательской работы в семинаре предполагает систематическую интеграцию памятников истории герменевтики в горизонт современных гуманитарно-теоретических дисциплин (семиотика, теоретическая герменевтика и др.).

 

Введение в историю культуры европейского Ренессанса
Руководитель семинара: Ю. В. Иванова

Занятия, проводимые в рамках этого семинара, состоят из лекционной и практической частей. Цель лекционной части – дать слушателям общее представление о культуре Возрождения в ее связи с политической историей и повседневной жизнью Италии (преимущественно Центральной), а также обозначить важнейшие проблемы, традиционно связываемые в исследовательской литературе с изучением Ренессанса. При чтении лекций интенсивно используется визуальный материал, что позволяет слушателям составить детализованное представление о важнейших явлениях итальянской культуры XIV-XVI вв. – как весьма популярных, так и никогда не рассматривавшихся отечественными искусствоведами и историками культуры. Слушатели также получают сведения из области исторической географии Италии. Основные темы этого раздела - эволюция инфраструктуры (типы поселений и состояние дорог; основные рынки; пути паломничества); климат и рельеф, их роль в градостроительстве, в способах ведения сельского хозяйства, в формах военной подготовки и в ведении войн; природные ресурсы и развитие ремесел; состояние сельского хозяйства на протяжении  разных исторических периодов; вопросы демографии и трудовой занятости населения. Однако, при всем обилии информации сугубо практического характера, в изучении произведений словесности и фигуративных искусств преобладает семиотический подход: наиболее важным представляется формирование у студентов умения «расшифровывать» культурные коды, «вписывать» изучаемое произведение в контекст интеллектуальной и/или политической жизни эпохи. Поэтому особое внимание уделяется памятникам ландшафтной архитектуры, скульптуры и живописи, которые являются образцами саморепрезентации их создателей или заказчиков.