Конференция 2013
![](/data/2013/06/20/1286835987/944301_663319457027042_1685022479_n.jpg)
ПРОГРАММА
АННОТАЦИИ ДОКЛАДОВ
ИНТЕРВЬЮ УЧАСТНИКОВ
ОТЗЫВЫ
ВИДЕО
7-8 июня 2013 года в Москве, в Высшей школе экономики прошла конференция “Street art in the changing city: theoretical perspectives”, организованная научно-учебной группой «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса». В конференции, проходившей на английском языке, приняли участие 14 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Лондона (Великобритания) и Тренто (Италия). Эта конференция стала первым академическим мероприятием, посвященным уличному искусству, в России, и позволила реализовать две основные задачи. Во-первых, научно-учебная группа представила результаты полуторагодовой работы и обсудила их с коллегами, которые занимаются сходными исследовательскими проблемами. Участники группы получили экспертную оценку и комментарии, которые помогут в ближайшее время подготовить статьи по итогам проекта. Во-вторых, в ходе конференции были инициированы дискуссии относительно методологических оснований изучения феноменов городской культуры, в частности, граффити и стрит-арта. В ходе дискуссии были проблематизированы распространенные подходы к исследованию города: критическая теория, концепции креативности, ценности городской среды, политического действия, присвоения городского пространства различными группами, представления города в новых медиа и т.д. Исследователи постарались по-новому взглянуть на возможности, ограничения и альтернативы тех понятий, которые применяются в городских исследованиях, а также сделали предметом обсуждения нетипичные для этих полей сюжеты.
В качестве пленарных докладчиков на конференцию были приглашены Люк Диккенс (культурный географ из Открытого университета, Лондон) и Андреа Бригенти (социолог из университета Тренто). Оба докладчика имеют длительный опыт исследования уличного искусства в своих городах. На конференции они представили материалы собственных исследований, что дало много поводов для обсуждения. Люк Диккенс рассказывал о понятии «brandalism» – о его основных характеристиках, о том, как это явление трансформирует стрит-арт, сближая его с «официальным» современным искусством, и о стратегиях отдельных художников, которые работают в русле этого подхода (Banksy, D*Face и др.). Андреа Бригенти представил свой подход к изучению трансформации ценности городского пространства, который основан на различении объекта и среды. Он показал напряженную динамику отношений объекта и среды на примерах крупных итальянских уличных художников.
![](/data/2013/06/20/1286835407/IMG_2302.JPG)
Выступления остальных участников можно разделить на несколько направлений. Первое направление – исследование отдельных аспектов существования стрит-арта в современном городе: заброшенных городов и необитаемых зданий (Екатерина Риисе), практик коммеморации и эфемерности уличного искусства (Оксана Запорожец, Борис Степанов и Наталья Самутина), истории российских граффити как средства политической борьбы (Роман Абрамов). Второе направление – исследование восприятия уличного искусства и граффити. Это одна из самых сложных и мало разработанных тем, что заставляло постоянно возвращаться к ней не только в ходе докладов, но и в ходе дискуссий. Алиса Максимова предложила рассматривать восприятие уличного искусства через призму понятия лиминальности; Елена Трубина проанализировала уличные проекты, в которых художники целенаправленно работали с реакций горожан; Варвара Кобыща представила стратегии «нормализации», которые горожане применяют, сталкиваясь с граффити в неожиданных обстоятельствах. Третье направление включало доклады о сопредельных стрит-арту феноменах городской культуры и возможностях из теоретического осмысления. Анна Желнина говорила о практиках городской креативности и их политической составляющей, Петр Иванов – о неофициальной городской рекламе и теневой экономике, Евгений Терентьев – о городской топонимике и возможности ее исследования с помощью концепции дискурса, Екатерина Лапина-Кратасюк – о применимости теорий медиа к исследованиям городской среды.
![](/data/2013/06/21/1286654652/IMG_2515.JPG)
Ни один из докладов не остался без внимания, после каждого из них завязывалась продолжительная дискуссия (чему немало способствовала дружеская атмосфера конференции). Гости конференции неоднократно выразили свою поддержку Научно-учебной группе по стрит-арту, обращая внимание на высокий уровень выступлений всех ее участников и на актуальность самой проблематики, которой занимается группа. А наша группа, в свою очередь, хотела быт выразить благодарность за помощь и поддержку директору ИГИТИ Ирине Максимовне Савельевой и сотрудникам отдела организации академической мобильности.