Конференция 2013



ПРОГРАММА

АННОТАЦИИ ДОКЛАДОВ
ИНТЕРВЬЮ УЧАСТНИКОВ
ОТЗЫВЫ
ВИДЕО


7-8 июня 2013 года в Москве, в Высшей школе экономики прошла конференция “Street art in the changing city: theoretical perspectives”, организованная научно-учебной группой «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса». В конференции, проходившей на английском языке, приняли участие 14 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Лондона (Великобритания) и Тренто (Италия). Эта конференция стала первым академическим мероприятием, посвященным уличному искусству, в России, и позволила реализовать две основные задачи. Во-первых, научно-учебная группа представила результаты полуторагодовой работы и обсудила их с коллегами, которые занимаются сходными исследовательскими проблемами. Участники группы получили экспертную оценку и комментарии, которые помогут в ближайшее время подготовить статьи по итогам проекта. Во-вторых, в ходе конференции были инициированы дискуссии относительно методологических оснований изучения феноменов городской культуры, в частности, граффити и стрит-арта. В ходе дискуссии были проблематизированы  распространенные подходы к исследованию города: критическая теория, концепции креативности, ценности городской среды, политического действия, присвоения городского пространства различными группами, представления города в новых медиа и т.д. Исследователи постарались по-новому взглянуть на возможности, ограничения и альтернативы тех понятий, которые применяются в городских исследованиях, а также сделали предметом обсуждения нетипичные для этих полей сюжеты.



В качестве пленарных докладчиков на конференцию были приглашены Люк Диккенс (культурный географ из Открытого университета, Лондон) и Андреа Бригенти (социолог из университета Тренто). Оба докладчика имеют длительный опыт исследования уличного искусства в своих городах. На конференции они представили материалы собственных исследований, что дало много поводов для обсуждения. Люк Диккенс рассказывал о понятии «brandalism» – о его основных характеристиках, о том, как это явление трансформирует стрит-арт, сближая его с «официальным» современным искусством, и о стратегиях отдельных художников, которые работают в русле этого подхода (Banksy, D*Face и др.). Андреа Бригенти представил свой подход к изучению трансформации ценности городского пространства, который основан на различении объекта и среды. Он показал напряженную динамику отношений объекта и среды на примерах крупных итальянских уличных художников.



Выступления остальных участников можно разделить на несколько направлений. Первое направление – исследование отдельных аспектов существования стрит-арта в современном городе: заброшенных городов и необитаемых зданий (Екатерина Риисе), практик коммеморации и эфемерности уличного искусства (Оксана Запорожец, Борис Степанов и Наталья Самутина), истории российских граффити как средства политической борьбы (Роман Абрамов). Второе направление – исследование восприятия уличного искусства и граффити. Это одна из самых сложных и мало разработанных тем, что заставляло постоянно возвращаться к ней не только в ходе докладов, но и в ходе дискуссий. Алиса Максимова предложила рассматривать восприятие уличного искусства через призму понятия лиминальности; Елена Трубина проанализировала уличные проекты, в которых художники целенаправленно работали с реакций горожан; Варвара Кобыща представила стратегии «нормализации», которые горожане применяют, сталкиваясь с граффити в неожиданных обстоятельствах. Третье направление включало доклады о сопредельных стрит-арту феноменах городской культуры и возможностях из теоретического осмысления. Анна Желнина говорила о практиках городской креативности и их политической составляющей, Петр Иванов – о неофициальной городской рекламе и теневой экономике,  Евгений Терентьев – о городской топонимике и возможности ее исследования с помощью концепции дискурса, Екатерина Лапина-Кратасюк – о применимости теорий медиа к исследованиям городской среды.



Ни один из докладов не остался без внимания, после каждого из них завязывалась продолжительная дискуссия (чему немало способствовала дружеская атмосфера конференции). Гости конференции неоднократно выразили свою поддержку Научно-учебной группе по стрит-арту, обращая внимание на высокий уровень выступлений всех ее участников и на актуальность самой проблематики, которой занимается группа. А наша группа, в свою очередь, хотела быт выразить благодарность за помощь и поддержку директору ИГИТИ Ирине Максимовне Савельевой и сотрудникам отдела организации академической мобильности.