Рекомендованные тексты

В ходе работы над проектом мы читаем и обсуждаем большое количество литературы по нашей теме. Поскольку текстов действительно много, нам кажется важным выбирать наиболее интересные и ценные источники. Мы надеемся, что аннотированный перечень источников, который мы составляем, поможет сориентироваться в проблематике тем, кто, так же, как и мы, старается разобраться в различных аспектах темы граффити и стрит-арта.


РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

 

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ КНИГИ


Anna Waclawek Graffiti and Street Art. Thames & Hudson, 2011.

Эта книга, выпущенная издательством Thames & Hudson в популярной серии, написана профессиональным ученым, сотрудницей университета Конкордиа (Монреаль). Anna Waclawek проделала большую работу, соединив обширное введение в мир граффити и стрит-арта с рядом проблемных теоретических обобщений. С одной стороны, она дает обзор истории уличного искусства, технологий, сленга граффити-субкультуры, способов чтения и оценки произведений. С другой стороны, исследовательница поставила ряд проблем и вопросов, которые с помощью граффити и стрит-арта возможно задавать городской современности. Кому «принадлежит» и кем формируется пространство города? Каковы задачи и последствия развития разных видов уличного искусства? Какова идеология уличных посланий, аргументы тех, кто их поддерживает и с ними борется? Как мы сегодня, в контексте наших знаний о граффити и стрит-арте, можем переосмыслить понятия сообщества, искусства, городской истории, глобального и локального пространства? Несмотря на обзорный характер исследования и большой объем визуального материала, все кейсы, которые рассматривает Anna Waclawek, качественно проработаны и логично встроены в ту или иную теоретическую проблематику. Кроме того, книга содержит обширную библиографию по теме. Данная работа может служить качественным базовым введением в изучение граффити и стрит-арта для начинающих исследователей.

Наталья Самутина

 

Macdonald, Nancy. The Graffiti Subculture. Youth, Masculinity and Identity in London and New York. Palgrave Macmillan, 2001

К читательской радости, содержание книги Нэнси Макдональд оказывается гораздо насыщеннее, чем обещанное в названии описание граффити-сообщества как особой субкультуры. Книга основана на материалах полевого исследования автора и представляет собой образец рефлексивной этнографии. Подробный анализ методологических подходов к исследованию субкультур (позитивистского, феминистского, постмодернистского, марксистского и функционалистского) призван обозначить теоретическую рамку анализа, избираемую автором, и обосновать необходимость этнографического исследования субкультуры граффити.
Автор уделяет большое внимание полевому этапу исследования, представляя читателям обычно оставляемые за кадром подробности исследовательской кухни. Это делает книгу полезным пособием для этнографов, впервые обращающихся к исследованию субкультур, повышает степень рефлексивности авторского анализа. В работе описываются методы сбора информации (интервью, включенное наблюдение), их адаптация к особенностям изучения субкультур, а также различные этапы полевого исследования: вход и погружение в поле, поиск информантов, личные отношения с художниками, выход из поля. Автор подчеркивает важность партнерских отношений с райтерами, признания их права на интерпретацию. Нэнси Макдональд знакомит некоторых информантов с материалами исследования, представляет их комментарии и оценки в книге.
Обсуждение книги на семинаре предсказуемо сконцентрировало внимание участников группы на необходимости прояснения собственного методологического и методического инструментария. Книга может быть полезна группам, планирующим полевое исследование, и тем ученым, в задачи которых входит изучение истории понятий, в частности, "идентичность" и "субкультура".

Светлана Кушталова

 

Arabic Graffiti. From Here to Fame Publishing, 2011

Это альбомного вида издание включает в себя много разнородного визуального материала и любопытных текстов, что выгодно выделяет его из ряда типичных альбомов о граффити и стрит-арте. Иллюстрации варьируются от качественного воспроизведения работ художников, работающих на стыке каллиграфии и уличного искусства, через профессиональные фотографии стрит-арта в разных арабских городах, и до подборок информативного этнографического материала. В перспективе размышления о региональных особенностях граффити и стрит-арта интереса заслуживают следующие сюжеты, представленные в книге. Прежде всего, традиция арабской каллиграфии, специфическим образом связывающей тело и письмо. Затем, ряд функций уличного искусства и письма, характерных для арабских стран и меньше встречающихся в западном контексте. Здесь особенно нужно выделить сакральную функцию письма (защитные надписи-обереги на грузовиках, трафаретные изображения священных памятников на стенах беднейших районов), а также рекламную функцию (каллиграфические надписи как вывески магазинов) и политическую функцию, в культурном и политическом контексте арабского мира выходящую на первый план. Во многих случаях и местах (королевство Бахрейн, Палестинские лагеря беженцев) стены оказываются основным средством массовой коммуникации, а граффити берут на себя роль стрит-арта в западном понимании: они адресованы не узким группам, а всем жителям района, они понятны, просты, идеологически недвусмысленны. Книга позволяет получить представление о наиболее интересных с точки зрения граффити-сцены местах: прежде всего, это Бейрут, город с развитым граффити-движением, а также Палестина и в особенности разделительный барьер на Западном берегу реки Иордан, известный в данном контексте, как это было в Берлине, просто как Стена. Противоречивые идеологические эффекты от работы международного стрит-арт сообщества в этом районе становятся предметом внимания в книге. В целом издание подчеркнуто посвящено именно арабским граффити, поддерживая и предполагая развивать это направление, на фоне увеличивающейся популярности английского и французского языка у уличных художников.

Знакомство с книгой «Арабские граффити» позволяет по-новому взглянуть на проблему глобального и локального в исследованиях стрит-арта и побуждает к множественным параллелям с российской ситуацией. Мы рекомендуем издание всем, кто интересуется проблемой теоретически, а также художникам и дизайнерам, получающим с помощью этой книги неплохую возможность познакомиться с эффектными образцами арабских шрифтов и профессиональными работами арабских художников.

Наталья Самутина


Edensor, Tim (ed.) Geographies of Rhythm: Nature, Place, Mobilities and Bodies. Ashgate, 2010

Обсуждение сборника «Географии ритмов» в проекте по граффити и стрит-арту носило характер эксперимента. Действительно, в книге предлагается изучение восприятия городского пространства в динамике, но какие перспективы анализа открывает изучение темпоральной составляющей для понимания стрит-арта, чаще изучаемого в категориях пространства? Книга представляет собой сборник эссе. В ее основе - известная работа Анри Лефевра «Ритманализ» (2004), которая кратко, но ёмко обозначила новые перспективы изучения городской среды как единства пространства и времени, оформленных для тех, кто находится в данном пространстве, в сочетание множества ритмов. Авторы «Географий ритмов» на основании разнообразных по тематике кейсов проясняют терминологические и методологические аспекты ритманализа. Примером методологического интереса к теме служит работа Ф. Вундерлих, в которой она обращается к рассмотрению ритма как ресурса изучения эстетики пространства, возникающей во взаимодействии потоков пешеходов с публичным пространством города. Ряд кейсов раскрывает возможности ритманализа как способа насыщенного описания городской повседневности. Например, возможности изучения «времени в пути» как значимой ежедневной практики, образующейся в сочетании ритмов мобильности. В ходе обсуждения участники группы попытались реконструировать на своем кейсе некоторые из предложенных возможностей. Изначально связанный со спецификой городской повседневности, городской ритм дает возможность изучения идентичности горожанина как того, кто вписывается или выпадает из потока. С этой точки зрения, городской художник, зачастую создающий работы ночами, становится тем, кто находится вне общепринятых рабочих ритмов и ритмов функционирования обыденного города. В то же время, выбирая для своих работ место в городе, он не в последнюю очередь руководствуется знанием и пониманием ритмики пространства: учитывает многолюдность места, скорость движения горожан, распространенные направления взгляда. Это одна перспектива - создателя работы. Другая перспектива связана с восприятием стрит-арта. Для жителя города работы уличных художников становятся тем, что меняет повседневный ритм движения. Они заставляют замедлиться, вглядеться, тем самым, создавая новую темпоральность городской среды. Мы рекомендуем эту книгу профессиональным аналитикам городского пространства, в том числе в перспективе анализа уличного искусства в многообразии его пространственных характеристик и темпоральных режимов существования.

Екатерина Фень


The faith of graffiti. Photographs by John Naar, text by Norman Mailer. HarperCollings books, 2009.

Современное переиздание знаменитой книги, положившей в 1974 году начало истории изучения и осмысления граффити. Сегодня книга «The faith of graffiti» представляет собой в первую очередь исторический источник и интересна главным образом визуальным материалом: составившие ее основу фотографии Нью-Йоркской подземки, стен, забров и даже деревьев, покрытых вязью граффити, воспроизводятся в отличном качестве и создают эффект погружения в визуальную среду 1970-х. Текст Нормана Мейлера, высоко оцененный многими рецензентами за точность видения культурного феномена и исключительную, по тем временам, к этому феномену доброжелательность, эссеистичен по характеру. С точки зрения истории изучения граффити особого внимания заслуживают два момента.  Во-первых, попытки и Мейлера, и фотографа Джона Наара эстетизировать графити-тэги: направление, от которого в последующем исследования граффити и стрит-арта практически полностью отошли. Мейлер подбирает для тэггинга множественные художественные параллели из мира высокого искусства, включающие и Матисса, и Пикассо, и Джексона Поллока. Наар призывает зрителей восхититься контрастом красных тэгов и зеленой крашеной поверхности скамьи. Во-вторых, первые интервью Мейлера с граффити-райтерами обнажают проблемы коммуникации и подчеркивают эффект непреводимости, базовой неуверенности посредника в степени осмысленности полученного сообщения, при всей подчеркнутой уважительности к его автору. Противоположная точка зрения на граффити (вандализм и «плевок в душу» жителям, желающим ездить в новых чистых кондиционированных поездах), представлена в интервью Мейлера с тогдашним мэром Нью-Йорка Джоном Линдсеем. Издание можно рекомендовать всем, кто изучает историю граффити и историю их фотографирования, а также тем, кто интересуется городской культурой Нью-Йорка 1970-х.

Наталья Самутина


Snyder Graffiti Lives. Beyond the Tag in New York’s Urban Underground

Книга Грегори Снайдера вышла в серии «Альтернативная криминология» наряду с исследованиями, посвященными терроризму, тюрьме, наркотикам. Это этнография в традиционном понимании – результаты включенного наблюдения и разговоров с участниками сообщества граффити-райтеров (во время чтения вы можете попробовать предположить, чьи работы вдохновляли автора, и найдете вполне очевидные отгадки в послесловии).

Снайдер изобретает любопытный исследовательский прием. Он заводит блэкбук – альбом, обычно предназначенный для «коллекционирования» скетчей и тэгов граффити-райтеров, и составляет список простых слов (таких как style, fame, respect, crime). Предложение выбрать одно из слов и написать его в своем стиле становится отправной точкой для развития знакомства с райтерами и помогает находить общие темы в интервью.

«Жизни граффити» стоит читать не ради проработанной концепции, а скорее ради полезной информации, идей и находок автора. Относительно свободный стиль изложения дает Снайдеру и его информантам возможность высказаться по поводу самого широкого круга проблем: например, восприятия райтерами преступной деятельности, насилия и опасности, художественной стороны райтинга, взаимоотношений в сообществе. Отдельно Снайдер рассматривает коммерциализацию граффити: он подчеркивает, что «продажность» (selling-out) не всегда негативно сказывается на сообществе – напротив, это может улучшить общественное мнение о нем. Кроме того, обоснованному сомнению подвергается ассоциация граффити с хип-хопом: Снайдер демонстрирует, что хотя эти культуры часто оказывались связанными, многие райтеры проявляли и продолжают проявлять приверженность убеждениям других движений, носят другую одежду и слушают другую музыку, такую как панк или классический рок.

Особое внимание Снайдер уделяет карьере граффити-райтеров. Проследить жизненные траектории ему позволяет продолжительность проекта, длившегося в целом около десяти лет. При помощи личных историй он показывает, как некоторые райтеры переходят от нелегальной деятельности к конвенциональной: например, выстраивают карьеру в профессиональной художественной сфере, издают специализированные журналы о граффити или хип-хопе, становятся татуировщиками или дизайнерами одежды. Снайдер замечает, что иногда именно опыт граффити-райтинга открывает им доступ в эти сферы деятельности и способствует достижению успеха, вопреки распространенному убеждению, что занятие граффити-райтингом – кратчайший путь к преступлениям, а не к творческой самореализации.

Снайдер не скрывает своего личного интереса к граффити. Из-за этого текст выглядит несколько предвзятым, и, тем не менее, едва ли работа получилась бы настолько близкой к полю, не проявляй исследователь искреннего восторга по поводу того, что делают райтеры. Возможно, поэтому книгу легко и увлекательно читать. Снайдер не подчиняет повествование логике академической работы, а рассказывает истории знакомства и общения с информантами (их имена фигурируют в названиях глав книги), многие из которых становятся его друзьями. Кроме того, что это обязательный источник для изучающих сообщество граффити-райтеров, данную работу можно рекомендовать начинающим исследователям в качестве примера того, как совместить личное увлечение и этнографический проект.

Алиса Максимова


That's the Joint!: The Hip-Hop Studies Reader

Настоящий ридер стал продолжением вышедшего в 2004 году в издательстве Routledge сборника статей о хип-хоп культуре «That's the Joint!: The Hip-Hop Studies Reader». Его редакторы – Мюррей Форман и Марк Энтони Нил, ведущие специалисты в области изучения афроамериканской популярной культуры – собрали воедино и представили читателям наиболее интересные исследования хип-хоп культуры, проведенные за последнее десятилетие. Авторы склонны к весьма пессимистической оценке современного состояния хип-хопа, отмечая его глубокую «депрессию» и «болезненное состояние». Нынешнее положение, по их мнению, - следствие коммерциализации отдельных составляющих хип-хопа, его расслоения и замыкания на самом себе. Основная цель ридера заключается в представлении различных перспектив изучения современного хип-хопа, его детальном анализе  как культурного явления, рассмотрении его проблем и противоречий. Каждая статья представляет исследование конкретного кейса как, например, трансфера и рецепции американской рэп-культуры в европейских и африканских странах, изучение представлений о маскулинности и фемининности в хип-хопе или взаимовлиянии рэпа, граффити-райтинга и брейкдансинга в рамках конкретных городских структур. Собранные в тематические блоки, посвященные различным сферам хип-хопа, исследования выполнены авторами, представляющими разные направления современного гуманитарного знания, использующими разные теоретические подходы.

Сборник логично начинается с раздела, посвященного истории хип-хоп движения и историографии hip-hop studies, создавая представление не только о контексте появления хип-хопа, но и о самом понятии «хип-хоп», его составляющих, его месте в сетке культурных коммуникаций, а также о традиции академического изучения этого явления. Авторы ридера стремятся проследить и продемонстрировать читателю различные линии развития хип-хопа как уличной культуры: его переход от субкультуры с ярко выраженной политической позицией через дальнейшее расслоение хип-хопа к смене ориентации на коммерческий успех и формирование в настоящее время бизнес-индустрии в рамках рэпа как отдельного его элемента. Авторы особо акцентируют внимание на коммерциализации рэп-сцены и привнесении в нее законов рынка, что становится основой изменений технологий и качества записи, появления и защиты авторских прав, новых способов дистрибуции музыкального материала. Постепенно уходят в прошлое практики уличных MC-файтингов, совмещавших в себе «битвы» брэйкдансеров и граффити-райтеров, и рэп-индустрия превращается в конвейер по производству музыкальной продукции.

В тематических разделах исследователи стремятся осветить особенности хип-хоп культуры с разных позиций: анализа гендера и сексуальности, проблем выстраивания различных форм идентичности, наличия идеологического и политического высказывания, проблем национальности и национализма, а также взаимосвязи хип-хопа с другими формами уличного искусства, прежде всего, граффити, брейкдансом и эмсиингом. Такая смена исследовательских оптик позволяет определить хип-хоп как сложную, многослойную и – что является наиболее существенным – сильно изменившуюся и активно развивающуюся культуру. Авторы стремятся контекстуализировать предмет своего исследования, обращая внимание на политизацию хип-хоп культуры во время предвыборной компании Барака Обамы в 2008 году, влияние ориенталистских настроений и расовых противоречий в Берлине после объединения Германии на развитие немецкого хип-хопа, значение противостояния рэп-банд Лос-Анджелеса и Нью-Йорка (пресловутые East Side vs. West Side) для формирования рэп-сцен и рэп-культуры.

В сборник включены научные статьи и обзоры, содержащие информативные интервью, проведенные в 1980-1990-2000-х гг. с такими корифеями хип-хоп сцены, как DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambataa. Кроме того, исследователи опираются на богатую базу интервью с различными представителями современной хип-хоп культуры: от реперов, райтеров и брейкдансеров до концертных менеджеров, журналистов и простых слушателей. Эти интервью, содержащие уникальную информацию по истории формирования хип-хоп культуры, не представлены в качестве самостоятельных публикаций, а вплетены в аналитические тексты. Однако именно они представляют ностальгический взгляд на «славное прошлое» хип-хопа, который вряд ли можно встретить где-либо еще.

Являясь прекрасным примером фундированной и добротной научной работы, сборник представляет интерес, в первую очередь, для специалистов в области культурных и социальных исследований, а также для всех, кто интересуется современной популярной культурой.


Александра Колесник