• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ АФАНАСЬЕВЫМ

дата проведения интервью: 17 сентября 2013 г.
место проведения интервью: Москва, Московский Архитектурный институт, Рождественка, д. 11/4.
сведения о собеседнике: Алексей Константинович Афанасьев, проректор Московского архитектурного института (МархИ) по учебной работе, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почётный член Российской академии художеств.
интервьюер: Елизавета Землякова.
расшифровка и редакция интервью: Елизавета Землякова.

— Алексей Константинович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и Вашей семье. Что значило высшее образование для Вас и Вашей семьи?

— В моей семье высшее образование всегда считалось необходимостью. Мои родители тоже имеют высшее образование. Отец был дипломатом, мама — врачом. Но так сложилось, что я выбрал другую профессию. Меня всегда интересовало проектирование, интересовала архитектура с детства. Таким образом, выбор определился практически неизбежно. На тот момент в Союзе существовал всего один архитектурный институт, к счастью, в моём родном городе. Я готовился несколько лет и сразу поступил после окончания средней школы. А потом сложилось так, что меня стали интересовать вопросы преподавания. Меня сразу оставили в институте на преподавательскую работу. У меня было несколько серьёзных стажировок в проектных организациях, затем аспирантура, но преподавательская деятельность всегда играла большую роль в моей жизни.

— Каким был Ваш институт в 1980-е годы?

— Много здесь было интересного. Жизнь бурлила, кипела. Он принципиально отличался от других вузов страны, потому что мы всегда старались быть в русле современных идей, практики, информационная доступность у нас была достаточно широкая, несмотря на то, что определённые элементы цензуры в то время существовали. Но на нашу профессию это не распространялось. Мы всегда старались быть в русле этих новаций. Наш институт всегда хранил традиции. С одной стороны, наша школа берёт начало с возникновения в XVIII веке русской классической академической школы, а, с другой стороны, в истории нашего института был такой период, как ВХУТЕМАС, то есть Высшие художественно-технические мастерские, которые были родоначальником русского, советского и мирового авангарда. На этих двух составляющих базируются наши современные тенденции и в преподавании, и в обучении, и вообще в профессии.

— Изменился ли Институт в годы перестройки и, если да, то как?

— Конечно, в годы перестройки многое изменилось. Условия преподавательского труда тоже изменились. Такой стабильности чёткой, как было раньше, сейчас уже нет. Тем не менее все трудности, с которыми мы сталкиваемся, имеют и обратную сторону — имеют положительный резонанс, потому что многие сейчас работают, совмещают преподавательскую деятельность с реальным участием в проектировании. Следовательно, они имеют возможность своё профессиональное мастерство шлифовать и квалифицированно работать не только как преподаватели, но и как практики, что очень полезно для обеих сторон. 

— С какими ещё трудностями Вам приходилось сталкиваться?

— Были и другие сложности. Например, мы потеряли очень много площадей в период перестройки, потому что в нашем распоряжении был Рождественский монастырь полностью и ещё несколько корпусов, разбросанных по центру. Мы их лишились и сейчас вынуждены находиться на территории того комплекса, который расположен на улице Рождественка, дом 11. Этот комплекс включает в себя всего несколько учебных корпусов, но мы тем не менее стараемся с этим справляться как только возможно. В советское время Архитектурный институт, тогда ещё не академия, являлся головной школой всех вузов Российской Федерации, в которых изучалось архитектурное проектирование. В общем, это осталось и сейчас.

— Настораживает ли Вас что-либо в современной системе высшего образования?

— Да, можно так сказать. Например, сейчас существуют такие тенденции у руководства в сфере образования, что деятельность вузов оценивается по неким универсальным принципам. С нашей точки зрения, такие универсальные признаки не совсем правильны, так как следовало бы учитывать специфику творческих вузов, для которых критерии оценки должны быть несколько другими.

— Существует ли преемственность между вузом 1980—1990-х годов и современным Институтом?

— Разумеется, преемственность между тем, что было раньше и что есть сейчас, существует. Мы никогда не теряли живую связь с прошлым и стараемся смотреть в будущее, опираясь на всё то наследие, которое удалось сформировать многим преподавателям вуза.

— Вы когда-нибудь думали о том, чтобы перейти на другую работу?

— Нет, мне такая мысль никогда в голову не приходила. Я считаю, что у меня очень счастливо сложилась биография, я всю жизнь проработал в МАрхИ. Здесь моё место, и я горжусь этим.

— Включены ли Вы в систему отечественных и зарубежных грантов?

— Да, мы, конечно же, включены в эту систему. МАрхИ — единственный архитектурный вуз России, аккредитованный Международным союзом архитекторов и ЮНЕСКО. Это была сложная процедура, но тем не менее мы её успешно прошли. Нас признали в мировом сообществе и, в частности, странах Евросоюза.

— А Вы лично когда-нибудь подавали заявку на грант?

— Лично мне не пришлось это сделать, но многие мои коллеги это делали.

— Существуют ли недостатки в финансировании науки?

— Конечно, они присутствуют. Это одна из наших основных сложностей, потому что в вузе не такая сильная база проектирования. Поэтому мы отчасти испытываем сложности в финансировании такого рода. Тем не менее существует целый ряд форм, в частности, грантовая система, и это несколько компенсирует наши проблемы.

— Какова роль гуманитарных факультетов в Вашем вузе?

— Нельзя в полной степени назвать такие факультеты в нашем вузе гуманитарными. Наши основные специальности — это архитектура и дизайн архитектурной среды. Самым многочисленным по количеству обучающихся является факультет архитектуры. Это направление является наиболее престижным, на него выделяется большее количество мест. Конкурс достаточно большой: более 5 человек на место. И он стабильно растёт с каждым годом.

— Насколько я знаю, в Вашей академии существует кафедра истории Отечества?

— Вообще, профессия архитектора очень интересна и многообразна и складывается из нескольких составляющих. У нас образование построено таким образом: существуют три блока дисциплин. Во-первых, творческий блок (скульптура, живопись, рисунок), во-вторых, блок инженерных дисциплин (конструкции, физика, сопротивление материалов), в-третьих, теоретический блок, в который входят история архитектуры, история Отечества, что очень важно. Все они объединены и сходятся к главной дисциплине — архитектурному проектированию. Архитектурный проект подразумевает знание основ построения архитектурных сооружений, смысл их предназначения и художественное выражение этого предназначения.

— Спасибо большое!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.