ИНТЕРВЬЮ С АННОЙ НИКОЛАЕВНОЙ БЛИНОВОЙ
дата проведения интервью: 29.03.2013.
место проведения интервью: электронная переписка.
сведения об информанте: Блинова Анна Николаевна, кандидат исторических наук, специализация этнография, доцент Омского государственного университета, научный сотрудник Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Автор 4 монографий и более 50 статей.
Интервьюер: Захаров Олег.
— Здравствуйте Анна Николаевна! Когда Вы начали преподавать в университете?
— С 2006 года работаю на 0,5 ставки на кафедре этнографии и музееведения.
— Вы преподавали только в ОмГУ?
— Да.
— Сейчас многие студенты при выборе специальности ориентируются на моду. Существовала ли мода в выборе высшего образования, когда поступали Вы?
— Да, самыми популярными были юридический и экономический факультеты, как впрочем, и сейчас, чуть позже популярной стала психология.
— Почему Вы стали профессионально заниматься наукой?
— Потому что это очень интересно, и у меня получается.
— Как изменился облик университетов с 2000-х года и по наши дни, по Вашему мнению? Можете ли выделить какие-то особенности, значимые события, поворотные моменты?
— Изменяется преподавательский состав, уезжает много талантливых преподавателей, да и организация обучения тоже изменяется. Мне кажется, сейчас стало свободнее и, наверное, чуть менее интересно.
— Какие были условия труда? С какими трудностями в профессиональной деятельности и когда Вам приходилось сталкиваться? В чем они выражались?
— Условия труда не всегда отвечают требованиям качественного преподавания. Например, очень мало аудиторий с мультимедийным оборудованием, не очень хорошая мебель на кафедре, очень редко в университет поступает современная специальная литература. Сейчас очень остро стоит проблема ставок и количества часов на ставку, первые постоянно уменьшаются, вторые постоянно растут. Соответственно, увеличивается аудиторная нагрузка, что в свою очередь снижает качество читаемых курсов, просто потому что преподавателю не хватает времени подготовиться к лекциям. А при этом еще довольно много бумажной волокиты, которая тоже отнимает время.
— Предполагали ли Вы преподавать заграницей?
— Нет, вот английский подучу, тогда, возможно.
— Поддержкой каких научных фондов Вы пользовались? Какие достоинства и недостатки этой практики? Отдельно хотелось бы поинтересоваться фондом Сороса. Пользовались ли Вы его поддержкой и что можете сказать о нем?
— РГНФ, Министерство образования РФ, Президиума РАН, Немецкое общество развития, Меннонитский комитет поддержки научных исследований. Достоинства – обеспечили техникой для нормальной работы, экспедиции финансировались довольно хорошо. В иностранных фондах очень легкая отчетность, в наших — чуть более бюрократично, но все выполняемо. Гранты фонда Сороса не получала, но участвовала в мероприятиях, финансируемых за его счет: хорошее финансирование, что дает возможность проводить школы и конференции в разных странах и оплачивать расходы участников, возможность приглашать иностранных преподавателей, что очень важно.
— Можете ли вы описать образ идеального профессора современности?
— Хорошо образован, занимается помимо преподавания наукой, владеет английским, высокий уровень компьютерной грамотности, увлекающийся, быстро обучающийся, интересный рассказчик, который увлекает студентов.
— Выступаете ли Вы в качестве публичного историка?
— Да, для немецких общественных организаций. Это очень полезно и не только для слушателей, но и для преподавателя (новые аудитории, интересные вопросы, иногда очень неожиданные).
— Когда Вы выступаете в роли публичного историка/ученого, на что Вы акцентируете внимание слушателя? Что Вас больше привлекает в публичной науке: письменная (публикация популярных исторических работ в малой и большой форме) или устная форма (ТВ, радио)?
— Научное объяснение тех или иных процессов, исторический контекст, в котором они происходили, чем обусловлено именно такое развитие и т.д. Мне и то и другое нравится. Очень приятно, когда твои книги знают далекие от науки люди, и им она полезна. ТВ и радио — это возможность охватить большую аудиторию, которую другими методами не охватишь.
— Спасибо большое.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.