• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Владимиром Борисовичем Борисевичем

дата интервью: 21 января 2015 года;
место проведения интервью: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ);
сведения о собеседнике: Борисевич Владимир Борисович, доктор технических наук, доцент, декан конструкторско-механического факультета МАДИ;
интервьюер: Леонтьев Фёдор Петрович, студент-бакалавр I курса Школы исторических наук НИУ ВШЭ.

 

Здравствуйте, Владимир Борисович! Спасибо, что согласились на интервью. Это интервью берётся в рамках научно-исследовательского семинара по истории и культуре университетов. Нашей задачей является составить единый корпус источников, чтобы проанализировать университетскую жизнь в конце XX — начале XXI века. Для начала, расскажите, пожалуйста, немного о себе. 
— В 1969 году я поступил в МАДИ на первый курс конструкторско–механического факультета по специальности «механическое оборудование автоматических установок». В то время университет готовил специалистов для среднего, тяжёлого и общего машиностроения. В 1974 году я университет закончил и предпочёл остаться на кафедре «теоритическая механика». Решение остаться в университете далось мне легко, так как, начиная с третьего курса, я работал на факультете, занимался там научной работой. Однако стоит сказать, что в то время было крайне сложно остаться в университете, потому что существовало распределение по предприятиям среднего, тяжёлого и общего машиностроения. С 1976 года я работал ассистентом, а уже в 1981 году я защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Колёсные и гусеничные машины» и был избран доцентом кафедры теоретическая механика. В 1988 году, меня назначили  деканом конструкторско–механического факультета. В 2006 году я защитил докторскую диссертацию.

Расскажите немного о самом университете, о его факультетах, истории
— МАДИ был основан в 1930 году, и поначалу в университете было лишь два факультета — механический и строительный. Эти факультеты и по сей день являются основными в нашем университете. Постепенно университет расширялся, количество студентов и преподавателей росло, открывались новые факультеты, как например конструкторско – механический в 1968 году. В 2000-е годы в нашем университете открылись «модные» факультеты логистики и экономики. Со времени основания и до наших дней университет готовит специалистов технических специальностей, в основном связанных с различными видами транспорта. В нашем университете, как и практически везде, есть две формы приёма – коммерческая и бюджетная. Стоит заметить, что государство субсидирует в основном профильные для нашего вуза факультеты, а на факультетах типа экономического бюджетных мест нет совсем или их крайне мало. 

— Вы работаете в университете с середины 1970-х. Можете рассказать, как изменился университет с того времени,  какие тенденции Вы бы выделили?
— Я могу сказать, что с 1980-х годов каких-то серьёзных структурных изменений в МАДИ не произошло. Как были основные факультеты, так они и остались, как были основные направления подготовки (специальности), так они и остались. МАДИ создавался, как университет, который должен готовить специалистов по строительству автомобильных дорог, аэродромов, мостов и тоннелей, и эту задачу он выполняет и по сей день. Естественно, меняются учебные планы дисциплин подготовки, потому что сейчас мы проводим обучение по федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения. Раньше, в советские времена, особых ограничений по времени проведения аудиторных занятий не было, мы могли заниматься со студентами в аудиториях и по тридцать четыре и по тридцать восемь часов, в зависимости от курса, на старших курсах времени на аудиторные занятия выделялось меньше, так как там было больше самостоятельной работы. Сегодня же на время проведения аудиторных занятий введены строгие ограничения, выделили куда больше времени на самостоятельную работу. Если и дальше говорить об изменениях в университете, то можно выделить появление новых дисциплин. Раньше, например, не было такой дисциплины, как культурология.  Но все же, я ещё раз отмечу, что в естественнонаучных дисциплинах не произошло каких–либо кардинальных изменений, как был, например математический анализ или сопротивление материалов, так они и остались ещё с советских времён. Конечно, изменилось содержание таких дисциплин, как экономика, история, философия, но это произошло  по известным причинам после развала советского союза. Могу также сказать, что изменилась военная подготовка: сегодня университет готовит не только офицеров запаса, но ещё и сержантов и солдат запаса. 

Мне известно, что в МАДИ всегда училось некоторое количество иностранных студентов. Что Вы можете сказать по этому поводу? Есть ли какие-то отличия в этом плане между советским и нашим временем? 
— С точки зрения подготовки иностранных студентов, сейчас нарастает поток студентов из стран ближнего зарубежья, стран содружества (СНГ). В меньшей степени присутствуют студенты из дальнего зарубежья, в основном из азиатского региона, например, студенты из Вьетнама, Бирмы, Китая, Мьянмы, Индии, Пакистана. Также присутствует некоторое количество студентов из стран Африки и Латинской Америки. Могу точно сказать, что по сравнению с советским временем резко упало количество студентов, поступающих из стран восточной Европы — Польши, Германии (ГДР),  Югославии, Венгрии, Прибалтики — раньше таких студентов было много, но после развала восточного блока их количество у нас в университете близится к нулю. 

Вы можете выделить самый проблемный период в жизни университета за время, которое Вы в нём работаете?
— Первое, что приходит в голову это, конечно, начало 1990-х годов, период сразу после развала Советского Союза. Лично я мог жаловаться в то время исключительно на мизерную зарплату, которой еле-еле хватало на жизнь. Зарплата преподавателя того времени была эквивалентна зарплате уборщицы в метро, что безусловно доставляло преподавательскому составу нашего университета большое количество проблем. Этот фактор подтолкнул многих из моих коллег на смену рода деятельности. Ещё одной проблемой было то, что преподавателям, которые читали лекции по гуманитарным предметам, приходилось перестраиваться на новый лад, так как программы по этим предметам в корне изменились. В преподавании предметов гуманитарного цикла стало куда меньше идеологии и, по понятным причинам, многим преподавателям, которые всю свою жизнь имели дело с крайне идеологизированным материалом, приходилось переучиваться вместе со своими студентами. 

В чем заключается истинное назначение университета?
— Я считаю, что истинное значение такого университета как наш, то есть технического университета, заключается в подготовке квалифицированных специалистов, которые бы могли работать в условиях постоянного научного и технического прогресса. К сожалению, сегодня наше государство безнадёжно отстаёт от государств Запада в плане технического прогресса, и нашей приоритетной задачей является хотя бы выйти с ними на один уровень. А это невозможно без качественного технического образования, иначе, где мы будем брать квалифицированных физиков, химиков, инженеров? Наш университет поставляет кадры в основном в транспортную отрасль, которая сегодня крайне важна и которая не сможет нормально функционировать без качественных специалистов, и нашей задачей является этих специалистов подготовить. 

Получается, что вся Ваша карьера связана с университетом. Не появлялось ли у Вас когда-нибудь желания покинуть университет, сменить место работы?
— Нет, никогда не возникало. Я, будучи студентом, уже видел будущую историю своей жизни. Можно сказать, она проходила по плану: я окончил университет, поступил в аспирантуру, окончил аспирантуру, защитил диссертацию. Не стану отрицать, что мне по-настоящему нравится заниматься научной и преподавательской деятельностью, и за все это время мне так мой вид деятельности и не надоел. 

— За время работы в университете, Вы, можно сказать, застали три разных эпохи: советскую, «период 1990-х» и начало XXI века. Скажите, пожалуйста, какой из этих периодов нравится Вам лично, больше остальных?
— Сложный вопрос. Могу сказать, что в советское время мы чувствовали некую стабильность, можно было спланировать своё будущее на десятки лет вперёд и спокойно жить. Когда я поступил в университет, я уже точно знал, что меня ждёт при том или ином развитии событий. Если бы я не остался в университете, я бы гарантированно получил место работы, без средств к существованию не остался бы. Но и тот вариант, который я выбрал, хорошо просматривался на годы вперёд. Помимо этого, мне была гарантирована стабильная и достаточно высокая заработная плата: например, будучи ассистентом, я получал сто двадцать рублей, не считая заработных средств, получаемых от науки, а защитив кандидатскую диссертацию и будучи доцентом, я стал получать триста двадцать рублей, что по тем временам было очень и очень неплохо.

Спасибо, что выделили время и ответили на мои вопросы! Было приятно с Вами побеседовать.
— И мне с Вами, всего доброго!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.