• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Проблемы современного российского высшего образования (2003-...) Руководитель проекта: д. э. н. А. В. Полетаев

 

С позиций теоретической социологии знания, социальная реальность неотделима от знания о ней, поскольку социальные и культурные действия основаны именно на знании о социальной реальности. В современном обществе ключевую роль в системе представлений о социальной реальности играет научное (социально-гуманитарное) знание, выступающее как основа процесса конструирования реальности. В рамках этой темы предполагается несколько направлений исследований.

  • Учитывая значимость социально-гуманитарного знания в обществе, исследовательской задачей проекта должно стать осмысление основных категорий социального и гуманитарного знания, его исторических, культурологических, социальных и антропологических основ. В частности, требует более глубокого изучения структура социально-гуманитарного знания и проблема взаимовлияния разных его областей.
  • Специфика социально-гуманитарного знания обусловливает особый механизм его "расширенного воспроизводства", в котором одинаково важны как процесс производства знания (научных исследований), так и его распределения, обмена и потребления, в которых ведущую роль играет образование. Все элементы этого воспроизводственного процесса связаны между собой и нуждаются в комплексном анализе.
  • Не менее существенный интерес представляет вопрос о социальных механизмах признания знания, социально значимых критериях его легитимизации. Особую роль в формировании социального запаса знания принадлежит экспертным сообществам, функционирование которых ставит проблемы конкуренции и монополии в процессе воспроизводства знания.
  • На институциональном уровне процесс расширенного воспроизводства социально-гуманитарного знания обеспечивается прежде всего в рамках университетов, как особого типа учебных заведений. В отличие от естественнонаучного знания, где исследовательская работа (в том числе теоретическая) может вестись вне образовательных учреждений (включая частные фирмы), в социально-гуманитарной области фундаментальные исследования сосредоточены именно в университетах.

Теория вопроса имеет важное прикладное измерение. Результаты теоретических исследований в рамках проекта и анализ мирового опыта создают основу для выработки предложений по развитию социально-гуманитарного знания в университетах России.


Публикации по теме проекта:

Агранович М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей, 2008. М.: Логос, 2008. - 108 с.

Репина Л. П. Вместо Заключения. Теоретические исторические дисциплины в учебных курсах российских университетов // Как изучают историю в высшей школе: опыт перспективы, дискуссии / Отв. ред. М. С. Бобкова. М.: ИВИ РАН, 2007. С. 374-381.

Степанов Б. Е. Методика преподавания культурологии и коммуникативный потенциал культурных исследований // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 184-231.

Савельева И. М. Концептуальные проблемы современного исторического образования в Европе и США // "Вопросы образования", 2006, № 4, с. 114–123.

Филиппов А. Ф. Апория гуманитарного образования // "Вопросы образования". 2006. № 4.

Агранович М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей, 2004. М.: Аспект Пресс, 2005, 76 с.

Никс Н. Н. "Велик и благороден труд профессора" (Жизнь и деятельность московской профессуры второй половины XIX - начала XX вв.) // "Гуманитарные исследования ИГИТИ". М.: ГУ ВШЭ, 2004, Вып. 1 (8), 40 с.

Poletayev A. V. Education and the Labour Market // "Human Development Report 2004 for the Russian Federation". UNDP, 2004, p. 69-78.
Тж. на русск. яз.: Полетаев А. В. Образование и рынок труда // "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год" / ПРООН. М.: Весь мир, 2004, с. 84-93.

Репина Л. П. Профессиональное историческое образование в России: современное состояние и перспективы развития // "Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории". Вып.13. М., 2004. С.5-16.

Руткевич А. М. Высшее образование: платное и/или доступное? // "Высшее образование в России", 2004, № 7.

Руткевич А. М. Нужна ли философия российской системе высшего образования? // "Народное образование", 2004, № 3.

Филипппов А. Ф. Существующий госстандарт просто душит... // "Платное образование", 2004, № 11 (25), с. 18-22.

Юревич А. В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту // "Гуманитарные исследования ИГИТИ". М.: ГУ-ВШЭ, 2004, Вып. 2 (9), 28 с.

Зверева Г. И., Репина Л. П. Историческое образование в высшей школе России: состояние и проблемы // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы / Ред. Л. Г. Ионин. М.: Логос, 2003. С. 486-532.

Полетаев А. В., Агранович М. Л., Жарова Л. Н. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2003, 48 с.

Филиппов А. Ф. Участь эксперта // Отечественные записки. 2003, № 1, с. 7-15.

Poletayev A., Savelieva I. Trends in Professional Education in Russia. Part 2: Subjects of Demand // "Russian Economic Trends" (London), 2002, vol. 11, no. 2, p. 37-47.

Тж. на русск. яз.: Полетаев А., Савельева И. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего профессионального образования в России (статистический анализ) // "Обзор экономики России", 2002, № 2 (34), с. 79-118.

Филиппов А. Ф. Утопия образования // "Отечественные записки". 2002. № 1.

Poletayev A., Savelieva I. Trends in Professional Education in Russia. Part 1: Objects of Supply and Demand // "Russian Economic Trends" (London), 2001, vol. 10, no. 3/4, p. 45-59.

Полетаев А. В., Савельева И. М. Высшая школа и рынок: спрос на образование в современной России // "Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре", 2001, № 5 (19), с. 54-62.

 

См. также: Работы ИГИТИ имени А.В.Полетаева в области образования