• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований: от Варшавы до Москвы

Директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ), ординарный профессор ГУ-ВШЭ Ирина Савельева стала профессором Варшавского университета. Ирина Максимовна рассказала о деятельности ИГИТИ в польском университете и в Вышке.


— Профессор Варшавского университета — это просто почетное звание или должность, подразумевающая какую-то реальную деятельность?

— Я стала профессором по кафедре. На Западе это означает, что я — профессор университета. Поскольку я не могу жить в Варшаве и постоянно работать в Варшавском университете, то мне было предложно разделить мою ставку профессора между пятерыми сотрудниками Института гуманитарных историко-теоретических исследований. Так что фактически я получила не должность профессора, а целую кафедру. Кроме меня, участвовать в деятельности кафедры были приглашены все сотрудники и лекторы ИГИТИ. После того, как мы провели международную школу в Варшаве, в которой участвовали старший научный сотрудник ИГИТИ Борис Степанов, специалист по русской истории, ведущий научный сотрудник ИГИТИ, профессор Александр Каменский, зам. директора ИГИТИ, профессор Андрей Полетаев, польские коллеги убедились, что сотрудники нашего института — высококлассные специалисты.

В следующем учебном году в Центре по изучению классической традиции Варшавского университета пять сотрудников ИГИТИ на английском языке будут читать спецкурс "Социальное и культурное знание: проблема формирования и трансляции". Это гуманитарный курс, включающий различные области знания — от теории театра до фундаментальной социологии и истории идей.


— А как называется ваша кафедра?

— Название кафедры мне предложили придумать самой, на мой вкус. Я ее назвала кафедрой имени Артура Лавджоя (Arthur Lovejoy). Потому что, с одной стороны, Артур Лавджой — крупнейший американский философ и специалист по интеллектуальной истории, с другой стороны, в этом названии есть слова и "love", и "joy". Мне кажется, это fun.


— Что вас привлекает в работе в Варшавском университете?

— Многое. Во-первых, польская гуманитаристика — и история, и философия, и социология, и лингвистика — всегда были очень сильными. Несмотря на жесткость социалистического режима, поляки сохранили высокий интеллектуальный уровень. За последние полвека гуманитаристика в Польше выдвинула много известных ученых. Думаю, в Восточной и Центральной Европе такой сильной школы больше нигде нет.

Во-вторых, в рамках Варшавского университета Центр по изучению классической традиции реализует уникальную образовательную модель. Центр возник в начале 1990-х годов, на волне университетского либерализма. Система образования в Центре направлена на получение "intellectual excellence", т.е. "интеллектуального продукта высшей степени". Каждого студента учат по индивидуальной программе. Одна из структур Центра объединяет семь университетов и 255 тьюторов, для того чтобы обучить 25(!) студентов. Каждому студенту подбирают курсы, которые могут читаться в семи университетах Польши. Это — достойная цель для ИГИТИ, да и для Вышки в целом.

В-третьих, каждый год Центр проводит 15 международных школ. Благодаря тому, что с 6 по 9 мая ИГИТИ организовал в Центре школу "Междисциплинарные гуманитарные науки: модели исследования и образования" ("Interdisciplinary Humanities — Models of Research. Interdisciplinary Humanities and Liberal Education"), мы и получили возможность так плотно сотрудничать с Варшавским университетом.


— Получается, школа "Междисциплинарные гуманитарные науки: модели исследования и образования" стала началом вашего дальнейшего сотрудничества. В чем оно будет заключаться?

— Все сотрудники ИГИТИ будут либо преподавать в Варшаве, либо участвовать в проведении международных школ. Например, в декабре в течение недели мы проведем следующую школу. Помимо сотрудников Института, на это мероприятие смогут поехать и студенты Вышки. Как сказал профессор Ежи Аксер, директор Центра и международных школ, известный специалист по античному наследию, мы сможем взять столько преподавателей, сколько сочтем необходимым. Студенты Вышки будут подавать официальные аппликации (заявки на участие в школе), мы — отбирать лучшие. Также один из аспирантов ИГИТИ получит стипендию: после завершения школы он сможет месяц работать в Варшавском университете.


— Какова тематика будущей школы?

— Экспертное и медийное знание: проблемы формирования и трансляции. В то же время на школе продолжится разговор о научных и образовательных моделях.


— Как часто вам придется ездить в Польшу для выполнения новых обязанностей?

— Один раз в год на две— три недели, чтобы проводить мастер-классы. Еще раз на неделю — для проведения школы. Плюс к этому — меня ввели в Senatus academicus — Ученый совет, как это называется у нас. Минимум два раза в год нужно будет присутствовать на заседаниях.


— Институту гуманитарных историко-теоретических исследований, которым вы руководите с момента основания, идет пятый год. Какие задачи были решены за это время, а какие еще предстоит решить?

— Когда создавался ИГИТИ, мы планировали — и создали — элитарный, высокопрофессиональный гуманитарно-социальный институт. Наши сотрудники отбираются по принципу, который применяется в лучших американских университетах. Профессорам университетов, которые дают рекомендацию претенденту, присылается конверт с одним вопросом: "Является ли претендент лучшим в своей области?". Профессора отвечают одним словом — "да" или "нет". Если получен положительный ответ, то это и является окончательным решением для университета. Так и у нас, только вместо конвертов мы рассылаем электронные письма.

Кроме штатных сотрудников, с Институтом сотрудничают еще человек 70-80, которые к нам присоединились в течение первого года существования ИГИТИ. Они участвуют в различных интеллектуальных проектах и семинарах.

Мы уже четвертый года читаем студентам ГУ-ВШЭ пятнадцать курсов по разным гуманитарным дисциплинам. Студентов, посещающих наши занятия, становится больше. Слушатели обратились к преподавателям с просьбой о продолжении некоторых курсов. Это означает, что эти курсы должны быть перестроены. В этом году тем, кто продолжал обучение у того же преподавателя, мы предложили форму семинарских занятий. В результате, помимо лекционных курсов, ИГИТИ организовал три учебно-научных семинара.

В следующем году мы попробуем организовать настоящие научные семинары, т.е. не читать лекции и обсуждать какие-то вопросы, а учить студентов практике научной работы. Для этого нужно создавать стабильные структуры внутри ИГИТИ. Сейчас мы обращаемся к ректору ГУ-ВШЭ с предложением выделить нам ставки для студентов и аспирантов, которые бы в Институте одновременно работали и обучались.

Мы все еще стараемся сохранить элитарные принципы своей работы — по-прежнему изучаем каждого нового человека долго и пристально, прежде чем принять его на работу. Мы очень боимся утратить дух ИГИТИ. Но в результате такого пуризма у нас не хватает коммуникативных ресурсов, чтобы заниматься международной деятельностью: общаться по телефону с зарубежными коллегами, переписываться, составлять планы, делать проекты.


— Какие проекты сотрудники Института реализовывают на данный момент?

— Если говорить об общих проектах института, то сегодня самый главный — "Классика и классики в социогуманитарном знании". В его рамках мы пытаемся ответить на вопросы: что такое классика в разных социальных и гуманитарных науках и искусствах, почему в одних науках классики остаются актуальными, а в других — стали достоянием истории идей, когда и почему обращаются к классикам, зачем на них ссылаются, что происходит, когда их переиздают или переводят. Когда год назад начинался этот проект, мы рассчитывали сделать одну коллективную монографию. Теперь точно знаем, что сделаем две, а может быть, и три.

Создана Лаборатория "Центр фундаментальной социологии" во главе с ординарным профессором ГУ-ВШЭ Александром Филипповым. У них свои проекты, и очень разные.

Недавно к нам в ИГИТИ пришла специалист по Ренессансу — кандидат филологических наук Юлия Иванова. С ее приходом у нас резко усилилось направление, связанное с изучением текстов: проблемы комментария, система аргументации, литературных состязаний. Мы недавно провели конференцию в ГУ-ВШЭ "Литературные состязания и награды".

Кандидаты культурологи Борис Степанов и Наталья Самутина представляют исследования культуры в традиции Бирмингемской школы. В прошлом году они и еще несколько сотрудников института выпустили научное исследование "Фантастическое кино. Эпизод первый" (в издательстве "НЛО").

Мы, конечно, будем продолжать проект, который прежде назывался "Формы знания о прошлом". Сейчас он трансформировался в "Экспертное знание и массовые представления: механизмы формирования и трансформации". Мы продолжим изучать, каким образом формируются экспертные знания в обществе, как они транслируются от экспертных групп через медиасреду в массы и что в итоге возникает на уровне массовых представлений.


— Работаете ли вы над написанием какой-нибудь книги?

— Это вопрос, на который я в течение пятнадцати лет отвечаю: "Да", — когда бы мне его ни задали. Мы с Андреем Полетаевым всегда пишем какую-то книгу. В 2006 г. опубликован второй том нашей монографии "Знания о прошлом: теория и история" под заголовком "Образы прошлого".

В издательстве "НЛО" в скором времени выйдет книга "Знают ли американцы историю?". Это очень смешная работа — для нас она была совершенно неожиданной. Когда мы смотрели результаты порядка тысячи массовых опросов граждан США, посвященных знаниям прошлого, нам показалось, что американцы плохо знают свою историю. Но когда мы более тщательно проанализировали результаты обследований, то пришли к обратному выводу и решили об этом написать.

В ближайшее время планируем издать учебное пособие "Теория исторического знания".


— Если бы сутки увеличились на один час, на что бы вы его потратили?

— Один лишний час в сутках ничего не изменил бы в моей жизни.

 

Дмитрий Крылов, новостная служба портала ГУ-ВШЭ

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.