• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алгоритм изобретений и «бескомпьютерная кибернетизация» инженерного творчества в СССР

Мероприятие завершено

На виртуальной встрече 18 октября предметом нашего обсуждения станет "алгоритм изобретений" (АРИЗ или ТРИЗ), разработанный Г.С. Альтшулером в 1960-1970-е годы, как интересный и продуктивный пример "бескомпьютерной кибернетизации" инженерного творчества в СССР, который стал популярен и за его пределами уже в 1990-е. Исходя из этого кейса мы постараемся выявить специфически советскую окраску дискуссий о принципиальной возможности формализации и алгоритмизации творческой деятельности (и границах таковой), подходов к решению этой проблемы и прагматических контекстов, в которых осуществлялась эта деятельность. В том, что касается мировоззренческих и философских оснований ТРИЗ, социологических характеристик и этических установок участников сообщества ТРИЗ, мы будем в основном опираться на статью и полевые материалы Зинаиды Васильевой (постдока Мюнхенского центра исследований технологий и общества), которая присоединится к нашему обсуждению и представит пока неопубликованные аспекты своего исследования.

Дополнительные вопросы для обсуждения:

  • В каком смысле следует (или нет) считать ТРИЗ специфически советским явлением, связанным с философским (исторический материализм) / общенаучным (кибернетика) / практическим контекстом послевоенного СССР?
  • В какой мере ТРИЗ (как система эвристик из изобретательской практики) соотносится с понятием "алгоритмической рациональности"?
  • Что история ТРИЗ может нам сообщить о разрывности / преемственности советского и постсоветского социотехнического воображения и опыта?

Тексты для подготовки:

  • З.С. Васильева. Сообщество ТРИЗ: логика и этика советского изобретателя // Этнографическое Обозрение, 2012 г., № 3, сс. 29-46;
  • В.Г. Пушкин, А.Д. Урсул. Информатика. Кибернетика. Интеллект. Философские очерки. Издательство "Штиинца", 1989 г. сс. 151-160 (глава 5, раздел 1 "Искусственный интеллект и творческое мышление")