• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискуссия «"ИдеAлогия" научного просвещения: от фактов к мировоззрению»

Мероприятие завершено
13 марта в НИУ ВШЭ состоится дискуссия «"ИдеАлогия" научного просвещения: от фактов к мировоззрению».


Встреча пройдет в стенах Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ по адресу ул. Старая Басманная, д.21/4, ауд. 511 (корпус А). Начало в 18:00. Мероприятие организовано в рамках проекта «Культуры критики»/Cultures of Critique.

По мнению польского философа науки Л. Флека (1896-1961)*, цель популярного знания – мировоззрение. Последнее, по его замечанию, становится побочным продуктом основных способов передачи знания в популярной форме: упрощения, оценки, визуализации.

Флек писал преимущественно об «удаленной» форме популяризации, научном просвещении через литературу, предназначенную для массового читателя. В то время как сегодня, при не менее активном издании научно-популярной литературы, все более важное место занимают «живые» практики дистрибуции знания, которыми чаще являются публичные лекции специалистов. Последние, будучи почти всегда доступны в аудио-/видео- формате, имеют ни менее широкую публику нежели печатные издания. Как научное просвещение влияет на стиль мышления общества? Сказывается ли массовый интерес к научной популяризации в свою очередь на повседневных научных и академических практиках?


В ходе предстоящей дискуссии мы попытаемся проанализировать современные научно-просвещенческие практики, с опорой на объяснительную модель Флека. Поскольку сама интенция трансляции знания, в нашем случае научного, должна быть сопряжена с некоторыми идеальными представлениями популяризаторов о:
– Прошлом, повлиявшем на формирование взглядов ученых,
– Настоящем, в котором происходит критическое сопоставление текущей действительности и ее идеальной модели,
– Будущем, открывающим возможности творческого совершенствования аспектов окружающего мира.

Мы также обратимся к рассмотрению идеалов и убеждений самих деятелей просвещения. Как «физиков», так и «лириков».
Мы пригласили для обсуждения этих и других вопросов экспертов, в своей профессиональной деятельности совмещающих занятия академической и научно-популярной наукой.

Примерные темы предстоящего обсуждения:
1. Формирование популярными учеными современного (modern) мировоззрения через:
– эмансипацию публики от стереотипов и предубеждений,
– сциентизацию стиля мышления аудитории,
– создание новых ценностей

2. «Обратная связь», примеры и пути влияния популярной науки на академическую посредством:
– переформирования стиля мышления научного сообщества,
– поощрение экзотеризации научного знания внутри сообщества и вне его.

*Эту точку зрения Флек выразил в классическом исследовании «Возникновение и развитие научного факта» (Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einführung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollektiv. – Basel: Benno Schwabe, 1935.)

Эти и другие вопросы мы обсудим вместе с гостями встречи:
– Виталий Куренной, философ, профессор школы культурологии НИУ ВШЭ
Кирилл Мартынов, философ, редактор отдела политики Новой газеты
– Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор кафедры технологий моделирования сложных систем НИУ ВШЭ
– Виктор Вахштайн, социолог, профессор факультета социальных наук МВШСЭН

Текст для предварительного прочтения слушателями: https://plato.stanford.edu/entries/fleck/#3 (3-5-ый, 8-ой разделы)

Приглашаются все заинтересованные в теме.