• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол "«Мидасово злато Модерна»: апории наук о контингентном в раннее Новое время"

Мероприятие завершено
30 октября состоится круглый стол "«Мидасово злато Модерна»: апории наук о контингентном в раннее Новое время" с участием сотрудников и друзей ИГИТИ. В дискуссии примут участие П.В. Резвых, П.В. Соколов, А.Ф. Филиппов, А. Михайловский и другие.

«Аристотель утверждает, что не существует науки о контингентном»; «навык интеллекта, имеющий дело с контингентными и единичными объектами – это благоразумие или искусство»; «из многих контингентных событий не может получиться одного необходимого» - подобного рода тезисы представляют собой общие места как средневекового, так и ранненововременного перипатетизма.

Общему месту невозможности науки о контингентном коррелятивен ряд других общих мест: например, тезис о ненаучности истории. «История – не дисциплина, а потому и не наука, не умение действовать благоразумно (prudentia) и не искусство, так как всякая дисциплина – это знание всеобщих и универсальных вещей или предписаний, говоря точнее – родов и видов», - говорит в начале XVII в. Варфоломей Кекерманн. Однако именно в раннее Новое время появляются и попытки разработать дискурсивные инструменты для работы с контингентным и единичным: возникая в разных сферах интеллектуальной культуры, от политики до медицины, в разных традициях, от иезуитской схоластики до гетеродоксального картезианства, эти инструменты не были объединены в науку или дисциплину с четкими границами и единой понятийностью и образуют скорее такое множество высказываний, которой принято называть дискурсивной формацией.

К этой дискурсивной формации принадлежат, например, моральная логика Хуана Карамуэля, «ideas of secular contingency» (Покок) у постмакиавеллиевских политических авторов, онтология морального сущего, теории моральной достоверности и моральной модальности у посттридентских иезуитов, так называемые гражданские науки, разного рода теории произвольных движений и социальных аффектов в политике, риторике и медицине. Общий знаменатель для всех этих «проектов» - попытка, говоря словами Марселя Мосса, мыслить «область социального как область модальности»: внимание к контингентному действию, к свободной причинности сочетается здесь с переносом акцента с морального на гражданское, с индивидуального на имперсональное. Доказательство возможности науки о контингентном оказывается и предпосылкой для обоснования научности истории и, шире, так называемых «гражданских наук».

 

Мероприятие состоится 30 октября в 17.00 (онлайн).

Доступ в Zoom по ссылке