• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общеуниверситетский факультатив «История западноевропейской музыки: от Баха до Шёнберга. Опыт философского анализа и ассоциативного восприятия»

В 2018/2019 уч. году курс завершен. В следующий раз курс будет читаться в 2019/2020 уч. году.
 




Авторский курс ординарного профессора НИУ ВШЭ Т.Ю. Сидориной посвящен западноевропейской музыке, ее истории, роли и месту в европейской культуре, ее влиянию на духовную атмосферу XVIII-XIX вв., на формирование культуры современности.

Актуальность курса обусловлена чрезвычайной значимостью музыки в истории как западноевропейской, так и российской культуры. Кризис культуры рубежа XIX-XX вв. (обыкновенно называемый «Закат Европы») во многом был обусловлен и завершением периода в истории музыки, который принято называть классическим. Этот кризис определил пути развития современной культуры, особенности и характер современной музыки –  музыки XX-XXI веков.

Одной из центральных тем нашего курса является контекстуальная реконструкция музыкальных произведений данного периода. Мы обратимся к музыке эпохи барокко, классицизма, произведениям романтиков вплоть до сочинений представителей позднего романтизма (Г. Малера и Р. Штрауса), а также композиторов Новой Венской школы – А. Шёнберга и его учеников А. Берга и А. Веберна, перевернувших сложившееся понимание музыкального искусства.

Курс, предлагаемый слушателям, читается в ВШЭ уже более 10 лет. Его тематика постоянно обновляется. Так, наряду с лекциями, посвященными, например, евангельским сюжетам в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха, содержательному наполнению сонатной формы в камерной и симфонической музыке Л. ван Бетховена, теме лирического героя у Ф. Шуберта, Р. Шумана и Э.Т.А. Гофмана или теме странствий у Ф. Листа, в новом учебном году в курсе появится «Политический памфлет в музыке ХХ века».

Это связано с тем, что на рубеже XX-XXI вв. чрезвычайно актуализировалась политическая проблематика. Многие стороны жизни и культуры, ранее представлявшиеся социально нейтральными, утрачивают этот характер. Так, наука и техника становятся идеологией (Ю. Хабермас). Музыка тоже обретает характер политического манифеста. Философы ХХ в. обращают внимание на политический контекст сочинений Р. Вагнера (М. Хайдеггер, Т. Адорно). Обращение к произведениям Р. Штрауса, А. Шёнберга и др. композиторов ХХ в. позволяет авторам курса раскрыть особенности «политического» в музыке.

Освоение курса дает студентам полноценное представление об эволюционном развитии западноевропейской музыки в контексте культурных идей и философских концепций. Как показывает опыт прошлых лет, интерес к истории и философии музыки проявляют студенты всех направлений и специальностей. За период существования курса его посетили не только студенты разных факультетов НИУ ВШЭ, но и многих других вузов Москвы.

Татьяна Юрьевна Сидорина – автор книг по философии и истории русской и мировой культуры: «Кризис ХХ в.: прогнозы русских мыслителей», «Парадоксы кризисного сознания», «Философия кризиса». В проведении занятий совместно с ординарным профессором Сидориной принимает участие музыковед Игорь Владимирович Карпинский, который дополняет прослушивание музыкальных произведений необходимыми сведениями по истории музыки и основами анализа гармонии и музыкальных форм.

Курс предназначен не только для любителей и поклонников классической музыки, но и для тех, кто еще только хочет раскрыть ее для себя.