• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Постоянно переизобретая традицию: народное искусство на примере каргопольской игрушки»: доклад Варвары Кобыща

Мероприятие завершено

22 февраля в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ аспирант Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Варвара Кобыща выступит с докладом на тему «Постоянно переизобретая традицию: народное искусство на примере каргопольской игрушки».

Аннотация доклада:

Хотя проблемы конструирования исторического прошлого и коллективной памяти уже давно находятся в центр внимания социальных ученых, смежные феномены, существующие в поле так называемой традиционной культуры, до последнего времени не часто подвергались рефлексии. Обращение к ним в целом оставалось в рамках «спасающего» подхода, предполагающего, что задача ученого заключается в фиксации и сохранении объективной, но исчезающей данности. Параллельно происходило изучение схожих феноменов: ревиталистских музыкальных движений, (пост)колониального искусства аборигенов, изобретения государственных ритуалов, национальной иконографии и дизайна т.п., которые можно объединить рамкой «культурного национализма». Это поле создало контекст для начала работы с российской народной материальной культурой в ее современном состоянии.

Мое исследование организовано вокруг двух ключевых для данной темы категорий – «народ» и «традиция» – и призвано ответить на два взаимосвязанных вопроса:

  • Как в ходе производства, дистрибуции, репрезентации и консервации объектов народного искусства формируется специфическая реальность «народа»?
  • Как производители народного искусства справляются с амбивалентностью традиции – императивом, в соответствии с которым они должны (вос)производить неопределенное внеисторическое прошлое в постоянно меняющемся настоящем?

Для ответа на эти вопросы я использую материалы этнографического исследования каргопольской игрушки, проведенного в июле 2014 года. Полевой этап работы включал интервью с мастерами, работающими на двух существующих сегодня предприятиях по производству игрушки, искусствоведами и музейными работниками, серию наблюдений за процессом производства игрушки, участие в мастер-классах и экскурсиях местных музеев. В дальнейшем этнографические данные были дополнены наблюдениями и интервью во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, анализом документов и архивных материалов, посвященных каргопольской игрушке и российским народным промыслам в целом.

В первой части своего доклада я продемонстрирую как образ народа, воплощенный в объектах народного искусства, формируется через взаимодействие – пересечение, взаимоналожение, противоречие – дискурсивных и материальных практик агентов, которые участвуют в производстве каргопольской игрушки. Я расскажу, в частности, о том, как нарратив буквально проникает в плоть объектов и реструктурирует их материальную форму, как уникальные свойства местной глины усиливают и закрепляют абстрактные и универсальные представления об архаике, как цвет и краски становятся медиатором между прошлым и современностью. Во второй части доклада я перейду от микро- к макро уровню и рассмотрю традиционное народное искусство в институциональном контексте. Я покажу, как оно существует на пересечении двух режимов ценности: музейном и производственном, как это влияет на закрепление «спасающей» модели интерпретации, а также на культурную и экономическую динамику развития народного искусства в целом.


Семинар пройдет по адресу: ул. Мясницкая д. 20, аудитория 121, начало в 18.00.

Для заказа пропуска просьба обращаться к Александре Колесник по адресу: akolesnik@hse.ru