Круглый стол «Танцы радости и скорби: эмоциональные режимы в танце, от древности до современности»

Мероприятие завершено
29 апреля в 17:00 в ИГИТИ пройдёт круглый стол, посвящённый обсуждению эмоциональных режимов в танце.

В традиционных культурах люди танцевали не только на свадьбах, но и на похоронах, на празднике и перед битвой, от радости, гнева, скорби... Несомненна связь танца с аффектом, причем не только аффект вызывает танец, но и наоборот, танец может вызывать аффект в самих танцующих и в их зрителях. В античности и перенявшем античные принципы классицизме XVII-XVIII вв. именно так мыслилась одна из главных задач танца. Исследователь и реконструктор хореографических практик неизбежно сталкивается с вопросами: возможно ли идентифицировать заключенный в танце аффект определенной эпохи с соответствующим современным? какими средствами пользовались исполнители для трансляции аффекта аудитории? уместно ли говорить о катартическом содержании сценического танца? Как обстоит дело с аффективными режимами в танцах разных эпох и народов?

Историк и антрополог Вильям Редди предложил говорить об «эмотиве» и «эмоциональном режиме». Эмотив – не просто эмоциональное состояние, но еще и словесное описание, или предписание, и исполнение – перформанс аффекта; набор эмотивов составляет особый «эмоциональный режим». Танец – отличный пример эмотива, хотя аффект в нем не столько описывается словесно, сколько воплощен телесно. Разные стили танца работают с различными эмотивами и создают разные эмоциональные режимы. Танго сочетает в себе роли мачо-тангеро и ведомой партнерши, с соответствующими эмотивами. Народно-сценический танец почти всегда исполняется с надетой на лицо улыбкой, в бодром и радостном эмоциональном режиме. Напротив, эмоциональный режим многих направлений современного танца (модерн, экспрессионизм, контемпорари) драматичен, полон тревоги и внутренних конфликтов. Наконец, постмодерн, а также современные «не-танец» и «пост-танец», тщательно работают над эмотивом нейтральности, смытой аффективности.

Круглый стол в ИГИТИ ВШЭ приурочен к Дню танца, который по инициативе ЮНЕСКО отмечается во всем мире 29 апреля. С докладами участвуют: 

  • Анастасия Золотухина – к.ф.н., исследователь и практик западноевропейского танца эпохи барокко, научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева
  • Ирина Сироткина – исследовательница двигательной культуры, PhD, в.н.с. ИИЕТ РАН
  • Александра Колесник – к.и.н., исследователь популярной музыки, старший научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ
  • Манвел Алеворян – балетмейстер-репетитор Государственного ансамбля песни и пляски «Оровел», Ванадзор, Армения 
  • Дарья Михайлова – преподаватель и исследователь израильских народных танцев, Москва
  • Василий Костырко – тангеро и исследователь танго, Москва

Встреча пройдёт в онлайн-формате.
Для получения ссылки на конференцию в Zoom просьба заполнить форму по ссылке.