Первый международный семинар по визуальным методам в Антверпене

В начале осени в Антверпене прошел десятидневный обучающий семинар по визуальным методам. В числе 30 исследователей, приехавших на семинар, была аспирантка ВШЭ и участница НУГа по стрит-арту Саша Запольская. Мы публикуем её репортаж и рассказ о личном опыте прохождения этой школы. Подробнее...
В бельгийском городе Антверпен в начале осени прошел десятидневный обучающий семинар по визуальным методам. Он стал первым из ежегодных международных  семинаров, задуманных ведущими специалистами в этой области Р. ЧалфеномДж. ГрейдиДж. Вагнером и Л. Пауэлсом. В числе 30 исследователей, приехавших на семинар, была аспирантка ВШЭ и участница НУГа по стрит-арту Саша Запольская.
Мы публикуем её репортаж и рассказ о личном опыте прохождения этой школы.
  
Семинар (школа) в Антверпене был посвящен методологии визуальных исследований городского пространства.  Лекции и воркшопы были нацелены на изучение следующих вопросов:
 - визуальное исследование повседневной жизни в городе,
 - роль изображений в визуальном исследовании,
 - проблема взаимодействия исследователя и изучаемого сообщества,
 - связи между проблематикой, визуальными данными и различными форматами представления результатов.
Отдельная секция была посвящена актуальным этическим и правовым вопросам визуального исследования.  Сами занятия в школе проходили в разных форматах:  исследователи-организаторы проводили лекции, дискуссии, киносеминары,  мастер-классы, консультации по индивидуальным и групповым проектам. Участники выполняли различные текстовые и фотографические задания (часть из них надо было сделать заранее, часть –  во время школы) и работали в малых группах над финальными проектами.



Введение в проблематику представил Люк Пауэлс, фактически сформулировав  кредо визуальных социологов: интересоваться культурой, раскрывающейся в изображениях, а не самими изображениями. Исследователь также предложил собственную схему анализа всех практик визуальной репрезентации (к которым относятся далеко не только фото- и видеосъемка, но и, например, рентгенография в кабинете врача). Рассматривая такие практики,  бельгийский социолог выделяет в них следующие блоки: их референт (в случае фотографии – объект съемки), процесс (сама съемка и ее условия), визуальная репрезентация (фотокарточка) и цель, с которой производилась практика (например, контролирование – в случае фотографии в полиции). В каждом блоке могут возникать  свои виды «шумов» (например, пыль на экране сканера), которые можно анализировать отдельно.  

Ричард Чалфен представил свое многолетнее исследование японской культуры на основе анализа семейных альбомов, найденных им на различных блошиных рынках. Антрополог показал, как можно освободиться от культурных и фотографических стереотипов, выявляя то, что принято фотографировать в «чужой» культуре. Например, в отличие от американцев, японцы часто фотографируют себя на рабочем месте. Эти фотографии сцен повседневной жизни на работе помещаются в один альбом с семейными карточками.  Чалфен делает значимые выводы о смысле работы в жизни японцев, основываясь на анализе фотографий и на своих наблюдениях – эти исследовательские практики идут рука об руку.  Размышляя о современной культуре, которая является более визуальной, чем когда-либо, важно принимать во внимание различные практики, связанные с изображениями, а также рефлексию их агентов. Недавно у Ричарда Чалфена вышла книга, где он пишет о способах урегулирования проблем социального взаимодействия, возникающих при «неподобающем» обращении с фотографиями. На одном из киносеминаров Чалфен представил документальный фильм, посвященный людям, коллекционирующим старые незамысловатые фотографии «обычной жизни» (“snapshots”) из чужих (sic!) семейных альбомов.

Непосредственно о визуальных исследованиях города речь зашла во время выступлений Джона Грейди и Джона Вагнера. Город можно рассматривать как сообщество незнакомцев (такое видение близко символическим интеракционистам) и как место капиталистической эксплуатации (критическая теория). Оба подхода могут получить новые исследовательские повороты при анализе городских инфраструктур («второй природы»), а также того, какое использование инфраструктуры изначально предполагают и какие дополнительные  (порой непредусмотренные) функции приобретают. Например, автобусные остановки используются как рекламные места и как места для ланча. В городе сталкиваются самые разные интересы (малого бизнеса, местных властей, транснациональных корпораций, и т.д.), и, вглядываясь в отдельные «платформы», которые предоставляет город,  можно увидеть, как они становятся сценами для различных городских «драм» и «переприсвоений». На «главные вопросы» о городе (в какой степени он может быть справедливым, красивым, здоровым, дружелюбным, безопасным, моральным и управляемым)  Грейди попробовал дать ответы с помощью анализа фотографий городов, в которых проживают участники школы.

Джон Вагнер провел мастер-класс по интервьюированию с помощью фотографий (photo elicitation interview). Разбившись на пары, участники брали друг у друга интервью о городской среде, в которой они живут: сначала без фотографий, а затем, привлекая привезенные из дома снимки.  

Значительное внимание на школе было уделено фотоэссе (одному из самых популярных  методов визуального исследования городов),  яркими примерами которого служили  такие работы, как Ch.Suchar “Amsterdam and Chicago: Seeing the macro-characteristics of gentrifications”,  P. Menzel “Material world. A global family portrait”.

Исследовательские проекты, сделанные за время работы школы самими участниками, обсуждались публично в течение последнего дня. Участники заранее объединились в группы по интересам, в которых выработали общие рамки, и каждая группа представляла свою панель на итоговой секции. С коллегами из Польши, Германии, Бельгии и США я работала над социологическим анализом городского пространства, рассматривая такие темы, как пустота, дикая природа, заброшенность и границы в городе.  Мой вклад заключался в визуальном исследовании небольшого городка Дул недалеко от Антверпена. Оставленный большинством жителей, почти пустой городок стал площадкой для уличных художников и привлекательным местом для туристов. Предметом моего исследования стало то, как заброшенное пространство может быть визуализировано разными акторами: жителем, исследователем, туристом, фоторепортером,  фотохудожником. Так как исследование было ограниченно во времени, он носило скорее проектный характер. Однако, опираясь на обсуждаемое в нашем НУГе по стрит-арту исследование Екатерины Риисе о заброшенных городах, я смогла приступить к анализу собранного этнографического материала.

Исследования моих коллег по школе были представлены в самых разнообразных формах (документального фильма, фотоэссе,  видеоинтервью с горожанами, фотокниги, слайдшоу и др.) и сфокусированы на столь разных предметах, как семейный альбом, мода, мобильные технологии и публичное пространство.

Многие из участников антверпенского семинара планируют продолжить начатые на школе индивидуальные и совместные исследования. Мы поддерживаем связь по почте, обмениваемся фотографиями городской среды в группе на flickr и участвуем в разработке сайта о визуальных методах.