Опубликована новая статья Оксаны Запорожец

В журнале «Теория моды. Одежда. Тело. Культура» (№ 33, осень 2014) вышла статья ведущего научного сотрудника ИГИТИ Оксаны Запорожец «Настроить город на свою волну: метрополитен и управление городскими опытами».
В журнале «Теория моды. Одежда. Тело. Культура» (№ 33, осень 2014) вышла статья ведущего научного сотрудника ИГИТИ Оксаны Запорожец «Настроить город на свою волну: метрополитен и управление городскими опытами». В работе рассматривается роль метрополитена в производстве модерного города и навыков городской жизни, а также его современные трансформации, такие как старение технологии и параллельное возрастание компетенций пользователей метро, своими действиями превращающих его в эффективный инструмент управления отношениями с городом и собственной повседневностью.

Аннотация:

Основной вопрос статьи – как метро используется современными горожанами? Сегодня метро известно, прежде всего, как одна из основных транспортных систем мегаполисов. Однако, его роль в городской жизни гораздо значительнее, поскольку появившееся полтора века назад метро во многом определило облик современных городов и практики городской жизни, став одной из «знаковых» технологий модерности и способствовав появлению «мобильного горожанина», обывателя для которого повседневные перемещения на дальние расстояния – неотъемлемая часть жизни. В настоящее время метро – постепенно стареющая технология, которая все чаще не задает стандарты организации городской жизни, но следует за более современными пространствами (торговыми центрами, вокзалами и пр.). Полевое исследование пользователей метро, проведенное автором в Казани и Москве в 2013-2014 годах, позволяет говорить о принципиальном изменении пассажиров метрополитена и современных горожан в целом – возрастании их компетенций и усложнении навыков обращения с городом. В отличие от своих предшественников, современный горожанин не теряется перед многообразием и изменчивостью жизни мегаполиса, но способен управлять ими, регулируя интенсивность своих городских опытов. Метро в этом случае используется не только как транспортное средство, но и как инструмент выстраивания собственных отношений с городом и собственной повседневностью, например, снижения интенсивности городских впечатлений или высвобождения времени «для себя» в плотном графике обыденных дел.