Научный семинар Центра исследований современной культуры. Доклад Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец «Читая город через стрит-арт: случай Берлина»

Состоялся Научный семинар Центра исследований современной культуры ИГИТИ, на котором Наталья Самутина и Оксана Запорожец выступили с докладом «Читая город через стрит-арт: случай Берлина» и представили новый тематический выпуск журнала «Laboratorium. Журнал социальных исследований» (2015, № 2), вышедший под их редакцией и посвященный стрит-арту и городу. В докладе были представлены основные идеи и результаты полевого исследования, проведенного авторами в Берлине в 2012–2014 годах, которые в полной версии опубликованы в статье «Berlin, the City of Saturated Walls» в журнале «Laboratorium». Смотрите подробнее.

Научный семинар Центра исследований современной культуры. Доклад Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец «Читая город через стрит-арт: случай Берлина»


В начале семинара ведущий научный сотрудник ИГИТИ Олеся Кирчик представила тематический выпуск «Laboratorium. Журнал социальных исследований» (2015, № 2), вышедший под редакцией Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец и посвященный стрит-арту и городу.

На протяжении последних двух десятилетий Берлин создал себе устойчивую репутацию европейской столицы во всем, что касается культуры «неофициальных» уличных изображений. Сама специфика Берлина, по замечанию Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец, характеризуется невероятной плотностью разных сетей коммуникаций и разных агентов, техник и практик. Обращаясь к последним исследованиям городской культуры, авторы отходят от более простых эссенциалистских вопросов и понимают стрит-арт достаточно широко, как коммуникативный фактор, принципиально изменивший то, что они замечаем (и исследуют) в городской уличной среде. С этой точки современное состояние визуальной среды Берлина зрения авторы обозначают термином «насыщенность». Эту насыщенность производит одновременное присутствие в городе, взаимное наложение и переплетение самых разных практик и техник создания, условий производства и агентов-производителей «неофициальных» уличных изображений. Проведенное авторами исследование культуры уличных изображений в Берлине было закономерно связано с вопросом: на чем основана эта насыщенность, из чего она складывается и какие функции выполняет. Авторы исходили из предположения, что изучение и понимание городского визуального языка, чтение разговоров, ведущихся на нем, наблюдение за количеством и составом их участников могут многое сказать исследователю о конкретном городе; они постарались взглянуть на сам город, и в первую очередь на городскую коммуникацию через граффити и стрит-арт, сделав их инструментом исследования Берлина. Используя изображения как инструмент изучения постоянно изменяющегося, противоречивого, многослойного и мультитемпорального города, авторы тем не менее подчеркивают определенную самостоятельность и самоценность городской визуальности.

 
С полным содержанием последнего номера «Laboratorium» можно ознакомиться на сайте журнала.

 

Статья Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец «Berlin, the City of Saturated Walls» доступна здесь, резюме статьи на русском языке можно найти здесь.

 

На протяжении последних двух десятилетий Берлин создал себе устойчивую репутацию европейской столицы во всем, что касается культуры «неофициальных» уличных изображений. Современное состояние визуальной среды Берлина с этой точки зрения авторы обозначают термином «насыщенность». Эту насыщенность производит одновременное присутствие в городе, взаимное наложение и переплетение самых разных практик и техник создания, условий производства и агентов-производителей «неофициальных» уличных изображений. Проведенное авторами исследование культуры уличных изображений в Берлине было закономерно связано с вопросом: на чем основана эта насыщенность, из чего она складывается и какие функции выполняет. Авторы исходили из предположения, что изучение и понимание городского визуального языка, чтение разговоров, ведущихся на нем, наблюдение за количеством и составом их участников могут многое сказать исследователю о конкретном городе; они постарались взглянуть на сам город, и в первую очередь на городскую коммуникацию через граффити и стрит-арт, сделав их инструментом исследования Берлина.

С полным содержанием последнего номера «Laboratorium» можно ознакомиться на сайте журнала.

Статья Натальи Самутиной и Оксаны Запорожец «Berlin, the City of Saturated Walls» доступна здесь, резюме статьи на русском языке можно найти здесь.