Ян Левченко выступил на Научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ

16 сентября в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ состоялось выступление профессора Школы культурологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Ян Левченко «Свое и чужое в фильмах о советизации Прибалтики, снятых в 1960–80-е гг.».

16 сентября в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ состоялось выступление профессора Школы культурологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Ян Левченко «Свое и чужое в фильмах о советизации Прибалтики, снятых в 1960–80-е гг.»

Аннотация доклада:
Продолжительное время тема советизации стран Балтии в результате их аннексии Советским Союзом неохотно освещалась советским кино. Кинематографисты новоиспеченных республик предпочитали снимать либо фильмы о современности, обходившие острые моменты, либо картины о более отдаленном прошлом с его вековечной борьбой народа против угнетателей. Во второй половине 1950-х годов стена молчания вокруг темы советизации балтийского региона в годы Второй мировой войны начинает разрушаться. Первой серьезной заявкой на дискуссию по теме становится фильм Витаутаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать» (1965), спровоцировавший появление целого ряда картин о драматичном присоединении северо-западных соседей к СССР и войне местной герильи с советами. Вторая волна фильмов аналогичной тематики появляется в конце 1970-х, когда эстонский режиссер Олав Неуланд снимает фильм "Гнездо на ветру", также получивший широкий международный резонанс. Тема балтийской советизации и местного сопротивления освещается не только авторами – выходцами из прибалтийских республик, но и носителями заведомо имперской точки зрения, видящими проблему из перспективы метрополии. Однако в большинстве фильмов на данную тему обращают на себя внимание не навязчивые, но нередко заметные детали, способные вызвать у зрителя сомнения в однозначной истинности официального советского курса. Своеобразной установке фильмов прибалтийской герильи на диалог с думающим и сомневающимся зрителем был посвящен доклад.