• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмили Элейн Эркен выступила на Научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ

21 октября в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ состоялось выступление лектора Школы музыки Университета штата Огайо PhD Эмили Элейн Эркен «Классика в современности. Фанаты оперы в онлайн-битвах за "загадочную русскую душу"» .

Эмили Элейн Эркен

Эмили Элейн Эркен

21 октября в рамках регулярного семинара Центра исследований современной культуры ИГИТИ состоялось выступление лектора Школы музыки Университета штата Огайо PhD Эмили Элейн Эркен «Классика в современности. Фанаты оперы в онлайн-битвах за "загадочную русскую душу"».

Рунет является пространством ожесточенной полемики, что проявляется в том числе в зрительских рецензиях на постановки классических опер, написанных оперными фанатами, – людьми, которым во всем остальном не откажешь в продуманной изысканности. Особенную волну негатива вызывают новые постановки классических опер. Несмотря на то, что зрительские рецензии кажутся попытками любителей приобщиться к полю профессиональной музыкальной критики, в их текстах описание становится клеветой, а дискуссии – полем битвы. Более детальный анализ рецензий позволяет выявить основания зрительских суждений. Почему в интернет-пространстве происходят столь острые дебаты об опере? Почему «сохранение» классики остается в России XXI века такой провокационной темой?

Данный доклад стал своего рода попыткой представить альтернативную рамку для понимания любительской арт-критики. Оставив в стороне допущение, что конфликтность коммуникации в данном случае вызвана именно анонимностью в интернете, докладчик постаралась показать, что онлайн-дискуссии о классике представляют собой битвы за использование прошлого. В результате смены идеологий в XXI веке, многие россияне пытаются переосмыслить нравственную идентичность страны, в которой они живут. Как нередко происходит в таких ситуациях, представители ряда культурных групп стараются представить свои современные взгляды как естественное развитие национального наследия. Этот механизм Эмили Эркен рассмотрела на примере зрительских рецензий на постановку оперы «Евгений Онегин» в Большом театре в 2006 году режиссером Дмитрием Черняковым. Докладчик показала, как именно интернет-комментаторы артикулируют свои этические позиции, на что больше всего обращают внимание. Такой ракурс позволяет исследователям увидеть продуктивность конфликтных высказываний и вскрыть смыслы художественного консерватизма. В ходе обсуждения постановки Большого в интернет-пространстве представители современной интеллигенции, любители классики, оказываются активными участниками битвы за «загадочную русскую душу».