«Beirut never dies»

Талантливая дизайнер с социологическим образованием Сара Бейдун использует образы стен Бейрута для своих сумок – и это всем нравится. Репортаж Натальи Самутиной по следам книги «Арабские граффити» и эксклюзивное интервью дизайнера для нашего сайта.

Граффити нередко становятся элементами коммерческого дизайна: их воспроизводят на футболках, шоколадках, сумках, разного рода сувенирах. Спектр отношения самих участников сообществ к такого рода коммерциализации варьируется от равнодушия до неприятия (то, что сделано бесплатно и для всех, не должно продаваться). Однако, готовя свой недавний доклад по книге «Арабские граффити», я с удивлением обнаружила в этом издании несколько фотографий сумок бейрутского дизайнерского брэнда Sarah’s bag. Сумок, надо сказать, превосходных: изобретательно использующих элементы уличной графики, от табличек и вывесок, через собственно граффити, к уникальному элементу ближневосточной городской жизни – грузовикам, разукрашенным каллиграфией и рисунками. Желтый клатч-грузовичок воспроизводил в технике бисера те же защитно-ободряющие надписи вроде «Да поможет тебе Бог», которые украшали задний борт натруженного перевозками Мерседеса на соседней фотографии.

arabic graffiti 1

Я заинтересовалась примером такой чувствительности к городским фактурам со стороны модного брэнда и узнала любопытную историю его создательницы. Сара Бейдун – отчасти наша коллега, по образованию социолог – училась в Американском университете Бейрута и работала над магистерской диссертацией о проституции в городе. Посетив несколько раз женскую тюрьму и увидев, насколько бессмысленно и нерезультативно для будущей жизни женщин их существование в заключении, Сара придумала реабилитационный проект. Она обучала женщин шитью сумок и давала им работу, в том числе после их выхода из тюрьмы. Сегодня на сайте проекта можно не только купить сумку, но и прочесть истории жизни некоторых мастериц воркшопа Сары – теперь уже свободных и уважаемых женщин, содержащих свои семьи и обучающих других творческому шитью. Фирма добилась огромного успеха, среди ее клиенток Катрин Денев, королева Иордании Рания и многие локальные знаменитости. При этом сумки по-прежнему делаются вручную, а Сара категорически отказывается от глобализации своего производства, утверждая, что для нее принципиально давать работу женщинам в Ливане, и в особенности тем из них, кто нуждается в социальной реабилитации.

Внимательное знакомство с разнообразием сумок на сайте Sarah’s bag показало, что наличие некоторых из них в альбоме «Арабские граффити» действительно далеко не случайно. Сара умело сочетает в свом дизайне традиционную каллиграфию и современные сюжеты, внимательно относится к повседневным цветам и фактурам и рассматривает городские стены, в каком бы состоянии они ни находились, как культурное наследие и пространство коммуникации. Неудивительно, что одним из самых любимых и продаваемых ее дизайнов оказался клатч с граффити художников SISKA и PRIME  «Бейрут никогда не умрет», выполненном на арабском. Вот как увидела эту красивую надпись на стене в районе Gemeyzeh прохожая в 2007 году:

 

arabic graffiti 2

 

А вот фотография клатча Сары Бейдун, бережно сохранившего надпись, как и образы зеленого ливанского кедра - символа мира и вечности, и бомбы с зажженным фитилем - напоминания о слишком частых войнах в этом городе последние десятилетия.

arabic graffiti 3

Убедившись по прочтении книги «Арабские граффити» в том, что символическая нагрузка и коммуникативные функции надписей на стенах в арабском мире могут существенно отличаться от западных аналогов, я обратилась к Саре Бейдун с просьбой прокомментировать свой выбор граффити для дизайна клатча. Привожу полностью ее ответ:

«Это утверждение, «Бейрут никогда не умрет», есть мощный призыв к жизни. В нем скрыто и напоминание о том, что  Берут отстраивался шесть раз после наводнений и землетрясений. Но особенно после Весенней революции молодые ливанцы снова научились любить Бейрут и чувствовать потребность защитить его. Именно эта потребность побуждает молодых художников выходить на улицы и оставлять граффити на стенах любимого города. Граффити говорит это во весь голос, с гордостью: будь то война или потоп, «Бейрут никогда не умрет». Стены Бейрута сплошь покрыты граффити, но в этой конкретной работе особенно емко схвачено подлинное значение сопротивления ливанского народа. Вот почему мы подумали, что было бы замечательно передавать этот месседж дальше, через посредство женщин, которые любят наши сумки.

И важно добавить вот что. Многие посетители нашего магазина покупают эти сумки в подарок своим ливанским родственникам и друзьям, живущим  в эмиграции. В таких подарках – своего рода ностальгия. А вдруг да это поможет вернуть их домой...»

Насчет последнего трудно что-либо утверждать, но передвижные стены сумочек, сделанных Сарой Бейдун, теперь носят многие женщины в самом Бейруте и далеко за его пределами. Авторы рисунка и граффити-сообщество ничего не имеют против.

Наталья Самутина