Научный семинар 24 марта

На семинаре 24 марта в фокусе внимания оказались планы работы группы по изучению локальных сюжетов. В ходе обсуждения был утвержден гайд расширенного интервью с художниками и планы полевой работы группы в Москве на ближнюю и дальнюю перспективы. Кроме того, были представлены доклады, посвященные московскому стрит-арту (Petro и "Зачем") и европейскому уличному художнику Vhils.

На семинаре 24 марта в фокусе внимания оказались планы работы группы по изучению локальных сюжетов. Граффити и стрит-арт Москвы интересуют участников исследования во всех вариантах, от тэгов в спальных районах и граффити вдоль линий движения поездов до концептуально осмысленной работы уличных художников. В ходе обсуждения был утвержден гайд расширенного интервью с художниками и планы полевой работы группы в Москве на ближнюю и дальнюю перспективы.

Начиная разговор о стратегиях московских уличных художников, Анна Петухова познакомила группу с работами художника Petro из команды Aesthetics. Его фигура оказалась особенно интересна для обсуждения в связи с эволюцией этого художника в граффити-среде за 11 лет: сменив множество направлений, Petro сосредоточился на работе со шрифтами, и для этого даже начал занятия каллиграфией. Создавая сложные и трудоемкие произведения, художник тем не менее сохраняет базовую связь с основой граффити-письма. Востребованность Petro как художника в граффити-среде, его участие в многочисленных фестивалях в России и за рубежом вывела обсуждение на вопрос институциональной организации движения уличного искусства в России и на тему стратегий профессионального поведения художников. В этом контексте зашел разговор об одной из самых известных российских арт-команд «Зачем», к обсуждению деятельности которой решено было в ближайшее время вернуться. Один из прошлых участников команды, который сегодня работает отдельно, а также занимается критикой уличного искусства - Кирилл Кто - является куратором проекта «Стена» на Винзаводе. Своими высказываниями на стенах художник проблематизирует саму необходимость граффити, ставит перед публикой вопросы о целях своих и чужих рисунков, о месте художника на улицах города, о требовании анонимности.

Продолжая серию докладов о популярных уличных художниках, Варвара Кобыща представила на семинаре доклад о всемирно известном авторе Vhils. Он знаменит своими объектами, находящимися на стыке стрит-арта (рисунки и трафареты), скульптуры и архитектуры. Как многие уличные художники, Vhils успел опробовать очень разные жанры и форматы: подростком начинал с бомбинга поездов, стал знаменит своими уличными работами, сейчас создает отдельные серии объектов и инсталляций для галерей современного искусства, участвует в коллективных выставках, занимается съемкой видеороликов и музыкальных клипов. Но основная серия его работ («Scratching the surface» - с 2007 год по настоящее время) представляет собой портреты обычных людей из разных стран, буквально выдолбленных в поверхностях стен городских зданий. В работах этого художника соединяются, с одной стороны, традиционные понятия мастерства и эстетической привлекательности, и с другой, концептуальный подход к творчеству. Вся деятельность Vhils, начиная с выразительных средств и заканчивая медиа-форматами и инструментами, которые он использует, основывается на довольно четкой и подробной концепции. Сам художник условно называет это «археологией». Его задача состоит в том, чтобы сделать видимыми и доступными для наблюдения различные слои социокультурных, символических и прочих влияний, из которых с течением времени складывается каждый отдельный человек, город или общество. Обычно мы видим только поверхность, конечный результат, а цель художника — сделать доступными для рефлексии наблюдателя те разнообразные исторические слои, которые существуют под поверхностью и формируют сущность объекта. Разрушая, «деконструируя» стены зданий, он добивается именно этого эффекта. Процессуальность является не только объектом его внимания на концептуальном уровне, но и принципиальной характеристикой создаваемых им объектов. Процесс их производства он старается сделать максимально перформативным, фактически превратив его в самостоятельное произведение. Отсюда появляются видео-проекты, которые позволяют нам стать зрителями этого процесса, обладающего собственной эстетической ценностью (благодаря музыке, операторской работе, монтажу и т.д.).

С точки зрения исследования, Vhils вызывает интерес по нескольким причинам. Главная заключается в том, что его творчество представляет собой достаточно сильное и глубокое вторжение в городскую среду, которое не может быть с легкостью устранено или преобразовано во что-то иное. Это ставит перед нами, во-первых, вопрос о легальности или — более широко — вопрос о правах и статусе художника внутри городской среды. И во-вторых, вопрос о статусе самой этой среды и ее трансформаций. Согласно гипотезе докладчицы, в данном случае мы имеем дело с феноменом ‘эстетики руины’, который частично, но целенаправленно производится за счет преобразования некоторых городских поверхностей.

 

 

 

Фотографии взяты из следующих источников:

Petro

ЗАЧЕМ

Vhils