Первый киносеминар

31 марта состоялся первый киносеминар группы. Мы смотрели и обсуждали «классический хип-хоп-фильм» – картину независимого режиссёра Чарли Ахерна «Wild Style» (1983). Подробнее...

31 марта состоялся первый киносеминар группы. Мы смотрели и обсуждали «классический хип-хоп-фильм» – картину независимого режиссёра Чарли Ахерна «Wild Style» (1983).

Елена Мельникова, представившая фильм, отметила, что, несмотря на наивную драматургию, он очень интересен социологически. Фильм отсылает нас к ситуации Нью-Йорка начала 1980-х гг. С одной стороны, в этот период граффити-райтеры становятся интересны либеральному арт-истеблишменту,  их работы на холстах начинают показывать в галереях (яркий пример – Жан Мишель Баския, который в конце 1970-х начинал как бруклинский райтер, прославившийся своими Samo-граффити, а в 1980-х уже активно выставлялся в галереях США и Европы). С другой стороны, это время, когда Управление городского транспорта Нью-Йорка задалось целью очистить транспорт от граффити, как результат – граффити стали в массовом порядке уничтожаться, параллельно с этим укреплялись заборы и ограждения депо. Начиная с конца 1980-х гг. наступила так называемая Эпоха чистых поездов («The Clean Train Movement»). То есть поезда из фильма Ахерна – это свидетельство уходящей эпохи, запечатлённая история граффити-движения.

Фильм также примечателен тем, что в нём снялись многие звёзды нью-йоркской хип-хоп-сцены начала 1980-х гг.: райтеры LADY PINK и George Lee Quinones, DJ Grandmaster Flash и MC Busy Bee Starski, брейк-команда Rock Steady (чуть позже би-бои из Rock Steady Crew снимутся в ещё одном известном хип-хоп-фильме – «Beat Street»), и многие другие. По-видимому, именно по причине обилия в картине записей реальных, не «сыгранных» сцен рэперских дуэлей  («freestyle rapping»), выступлений би-боев и так далее, фильм нередко называют документальным (компромиссный вариант: «практически документальным»). В ходе обсуждения Борис Степанов указал на то, что это не вполне корректно, ведь «Wild Style» не соответствует ряду конвенций документального кино (к примеру, финальный «freestyle rapping» записан с нескольких камер, а это атрибут постановочного кинематографа). По мнению Б. Степанова, по структуре «Wild Style» гораздо ближе к мюзиклу, нежели к документальной ленте, и его «документальность» нуждается в дополнительной проблематизации. Можно предположить, что фильм Чарли Ахерна – это, помимо прочего, попытка вывести узкую тематику, которая существует внутри сообщества граффити-райтеров, на жанровый голливудский уровень. Что же касается «эффекта документальности» картины, то он, во-первых, связан с тем, что  Ахерн показывает сообщество словно бы «изнутри», он пристрастен, его взгляд на хип-хоп – это не взгляд стороннего наблюдателя, скорее это сбивчивый, эмоциональный рассказ адепта. И во-вторых, с работой артистов, разнообразно представленной в фильме.

По мнению Натальи Самутиной, фильм «Wild Style» нацелен на активное вовлечение аудитории в происходящее на экране и решает эту задачу не только за счет эффекта интереса к творчеству сообществ, но и кинематографическими средствами. Н. Самутина обратила внимание на то, что сочетание в картине игровой и «документальной» линии – это, по сути, сочетание репрезентации («нарратива») и презентации («аттракциона» прямого воздействия, по аналогии с  аттракционами, присущими раннему кино). Такая структура представляется Н.Самутиной характерной для игровых фильмов о граффити-сообществах вообще: презентация достижений художников и райтеров, танцоров и музыкантов играет в таких фильмах принципиальную роль, а сюжет – вспомогательную, он является чем-то вроде уступки условностям традиционной кинематографической репрезентации. Это нередко приводит к ходульности рассказанной истории (что мы в значительной мере наблюдаем в «Wild Style»). Однако среди достоинств этого фильма Наталья Самутина выделила также иронию и гротеск, смягчающие эффект присутствия нарративных штампов и непрофессиональной игры. Алиса Максимова отметила, что в связи со всем этим можно говорить о различных режимах просмотра фильма: скажем, если смотреть «Wild Style» в «режиме нарратива» (то есть если акцентировать внимание на сюжетной линии), то сцены выступлений кажутся неоправданно затянутыми, а сам зритель отстранен и чужд «эффекту сообщества». Если же выбрать иную оптику, то ощущение «затянутости» не возникает, а движение зрительского интереса определяется сменой музыкальных и визуальных номеров.

Особый интерес группы вызвала ироничная сцена интервьюирования журналисткой Вирджинией участников граффити-команды «United». В частности, в преддверии полевого этапа проекта члены группы обсудили проблематику ложной коммуникации, которая нередко возникает в ходе общения социолога и информанта.

Следующий киносеминар нашего проекта состоится предположительно в мае, он будет посвящён граффити-видео, которое производится самими художниками и ориентировано на других членов сообщества как основную аудиторию. Следите за анонсами на нашем сайте!