• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Аллы Пигальской о практиках письма, шрифтах и граффити

14 апреля в рамках регулярного семинара проекта состоялась лекция старшего преподавателя академического департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) Аллы Пигальской на тему «Практики письма и граффити». Подробнее

14 апреля в рамках регулярного семинара проекта состоялась лекция старшего преподавателя академического департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс) Аллы Пигальской на тему «Практики письма и граффити». Лекция была посвящена происхождению различных шрифтов, тому, как и почему возникали те или иные способы письма. После краткой истории появления современных печатных и рукописных шрифтов на Западе и в России Алла Пигальская обсудила с участниками группы граффити с точки зрения всего сказанного о письме. Знание о различных техниках письма, шрифтах, граффити-стилях, особых принципах и методиках письма, свойственных райтерам, безусловно входит в число важных областей нашего исследования.

Благодаря лекции участники проекта получили возможность узнать о том, как в Европе и России долгое время вырабатывались стандарты и способы письма, применимого в  канцелярском делопроизводстве, удобочитаемого, эффективного на практике; как преобразовывались шрифты в попытках достичь легкости их освоения и того, чтобы ими можно было писать долго и много. Кроме того, при усовершенствовании шрифтов и обучения им ставилась задача сделать так, чтобы почерк человека не менялся (не ухудшался) после успешного обучения. На примерах была показана связь техники начертания букв и их внешнего вида: так, декоративные росчерки можно делать только тогда, когда рука не опирается на стол. Алла Пигальская  рассказала о том, чем различаются прямые, круглые и курсивные шрифты, почему в некоторых шрифтах буквы связываются, а в других – нет, и как это влияет на скорость письма. Лекция включала и экскурс в историю происхождения русских шрифтов: использование устава и полуустава, переход на гражданский шрифт, и т.д.

Другая любопытная тема, затронутая в лекции – то, как складываются и соотносятся между собой методики обучения письму. Так, например, отдельно обсуждалась методика Монтессори, согласно которой следует отказаться от обучения посредством копирования букв. Особый интерес представляет ситуация в России. В 19 веке было принято учиться косому рукописному письму, которое требовало строгой дисциплины, прежде всего телесной. Оно предполагало сложную координацию тела и руки, ровную осанку во время письма, специальное положение листа бумаги – под углом к пишущему. До 30-х годов детей обучали прямому письму – то есть более легкому и даже, как показывали данные, менее вредному для здоровья. Однако потом произошло возвращение к «классическому» стилю косого письма, и буквы приняли вид, знакомый нам по школьным прописям.

Помимо рассказа об истории возникновения способов письма и современных шрифтов, Алла Пигальская обратилась к анализу граффити. По ее утверждению (проиллюстрированному широко известными фотографиями нью-йоркской подземки и стен), первые граффити, появившиеся в 70-х годах в США, в массе своей соблюдают базовые правила «идеального» школьного письма. Они выполнены прямым шрифтом, с равномерным трекингом (одинаковым расстоянием между буквами). Это удобочитаемое и наиболее простое в начертании письмо. В завершение лекции Алла на примере нескольких изображений граффити показала, какие признаки, свойственные граффити, не характерны для обычных шрифтов, и как можно описать те или иные граффити-шрифты граффити при помощи принятой у типографов и дизайнеров терминологии.