• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Культура, коммуникация и креативность» в Берлине

Участницы проекта Варвара Кобыща и Алиса Максимова выступили на конференции «Культура, коммуникация и креативность», состоявшейся 5-7 сентября в Берлине в рамках регулярных мероприятий сети исследований в области социологии культуры Европейской социологической ассоциации. Подробнее

 

Участницы проекта Варвара Кобыща и Алиса Максимова выступили на конференции «Культура, коммуникация и креативность», состоявшейся 5-7 сентября в Берлине в рамках регулярных мероприятий сети исследований в области социологии культуры Европейской социологической ассоциации.

Организаторами конференции в этом году стали Технический университет Берлина и Берлинский исследовательский центр социальных наук. Широкая формулировка названия конференции позволила участникам не ограничиваться в выборе предмета своих выступлений. Придерживаясь заданной рамки, они могли обсуждать самые разные явления. Естественно, значительная доля докладов была посвящена социологии искусства и культурным аспектам развития новых медиа, часть касалась городской культуры; но были и неожиданные презентации, например, один из главных гостей конференции Марк Джейкобс рассказал о том, как кулинария становится искусством. Даже самые ироничные объекты, такие как интернет-мемы, стали здесь поводом для серьезной концептуальной дискуссии, что, впрочем, не помешало участникам секции немного посмеяться над забавными иллюстрациями, содержавшимися в презентации.

Всего в конференции приняли участие более 70 докладчиков из разных стран. Поскольку «Культура, коммуникация и креативность» была задумана не просто как очередное «отчетное» мероприятие, но и как своего рода школа для исследователей (независимо от их возраста и профессионального опыта), организаторы не ограничились одним пленарным заседанием. Каждый день в программе было запланировано несколько пленарных докладов: все участники, обычно разделенные по секциям, могли собраться вместе, чтобы послушать и обсудить выступления известных ученых. Среди приглашенных докладчиков были Карин Кнорр-Цетина, Марк Джейкобс, Анна-Лиза Тота и другие.

Алиса Максимова участвовала в секции «Креативность в практике» с докладом, в котором были представлены предварительные результаты ее исследования практики граффити-райтинга. Презентация, включавшая материалы наблюдения на граффити-фестивале и анализ видеозаписей, вызвала ряд любопытных и продуктивных с точки зрения дальнейшего хода исследования вопросов. Так, профессор Хуберт Кноблаух спросил, что происходит с практикой граффити, когда она становится в значительной степени опосредованной при помощи видео- и фотосъемки. Что меняется, когда самостоятельный, отдельный акт письма или рисования неизбежно превращается в перформанс? Обсуждение также коснулось проблемы экспликации действий и телесных навыков граффити-райтера через наблюдение и интервью, тому, как они могут стать доступны для исследователя.

Варвара Кобыща выступила в секции «Коммуникация, культура и политика» с докладом «Протестные плакаты как стрит-арт & политический протест как перформанс городской креативности». Доклад был посвящен особому жанру сатирических политических плакатов (и других артефактов), который появился во время зимних митингов в России. В отличие от большинства исследований, посвященных такого рода объектам, цель доклада состояла не в классификации и интерпретации содержавшихся в них высказываний. Варвара предприняла попытку рассмотреть протестные плакаты как особого рода материальные и символические объекты, которые обретают свою силу и притягательность в ходе коллективных политических действий. Трактовка этих плакатов как «народного» стрит-арта, который преодолевает повседневный контекст своего существования, вызвала вопросы о природе их аутентичности и условиях, при которых они свою аутентичность утрачивают.