Репортаж о семинаре 5 декабря

5 декабря на открытом научном семинаре НУГ с докладом «Неоднозначность объекта как познавательный ресурс: исследование стрит-арта в рамках концепции лиминальности» выступила Алиса Максимова. Подробнее...

5 декабря на открытом научном семинаре НУГ с докладом «Неоднозначность объекта как познавательный ресурс: исследование стрит-арта в рамках концепции лиминальности» выступила Алиса Максимова.

Докладчик акцентировала внимание на том, что обычно в исследованиях стрит-арта и граффити выявляется точка зрения либо самих художников и райтеров, либо представителей власти. Тем не менее, эти рисунки могут видеть все жители города, и, как правило, объекты стрит-арта вызывают у них сильную реакцию. Для того чтобы изучать их восприятие широкой публикой - горожанами, Алиса Максимова предложила рассматривать практику стрит-арта как лиминальный феномен. Для работы с понятием лиминальности мы обратились к тому, в каком контексте оно вводится Арнольдом Ван Геннепом, к дальнейшему развитию концепции лиминальности Виктором Тернером, а также к тому, что понимает под амбивалентностью культурсоциолог Бернхард Гизен. Это позволило выявить существенные свойства лиминальности с целью проанализировать в данной концептуальной рамке практику стрит-арта. Затем был произведен краткий обзор работ в тематической области изучения граффити и стрит-арта, которые обнаруживают проявления лиминальности в этой сфере; на примере существующих исследований был выделен ряд перспективных направлений и недостатков применяемых подходов. Наконец, Алиса Максимова описала несколько кейсов, иллюстрирующих актуализацию и проблематизацию категорий анонимности, легальности, аутентичности, эстетичности в контексте обсуждения стрит-арта.

Участники семинара согласились с тем, что выбранная концептуальная рамка удачно схватывает особенности изучаемого объекта. Оксана Запорожец поставила вопрос о том, какие еще современные явления можно рассматривать с точки зрения лиминальности. Дискуссия затронула проблемы включения пространственного измерения, постоянно фигурирующего в связи с амбивалентностью стрит-арта. Также обсуждался важный вопрос о необходимости обращения к истокам (в данном случае – к антропологическим корням) понятий; присутствовавшие высказали свои мнения по этому поводу и обосновали свою позицию.