Репортаж о семинаре 10 апреля
10 апреля состоялся очередной рабочий семинар НУГ. На семинаре выступила Екатерина Фень с докладом «Стрит-арт в заброшенных городах». Презентация Екатерины стала введением в обширную и важную тему, которая будет развиваться в ее дальнейшей исследовательской работе. Подробнее...
10 апреля состоялся очередной рабочий семинар НУГ. На семинаре выступила Екатерина Фень с докладом «Стрит-арт в заброшенных городах». Презентация Екатерины стала введением в обширную и важную тему, которая будет развиваться в ее дальнейшей исследовательской работе.
В своем докладе Екатерина представила различные способы работы художников с заброшенными городами. Такие места есть в разных странах. Помимо широко известного города Припять, заброшенные города можно встретить, например, в США или Германии. Как правило, они появляются вследствие экономического упадка, экологических или техногенных катастроф. Часто заброшенными становятся стратегические объекты, потерявшие свое значение (например, после Холодной войны).
Екатерина затронула ряд ключевых понятий, которые можно выделить в контексте работы уличных художников. Различение заброшенных городов и «умирающих территорий» предполагает соответствующие идеи реализуемых арт-проектов. Екатерина представила фотографии, иллюстрирующие понимание того, как в покинутое людьми пространство вписываются нарисованные персонажи, и, с другой стороны, локальные инициативы художника JR, активно взаимодействующего с сообществами в неблагополучных районах и играющего со смыслами «Другого» в городе.
Особое внимание было уделено понятию мобильности в связи со стрит-арт проектами в заброшенных городах. Арт-объекты привлекают людей туда, где их давно не было: такие места посещает множество туристов, фотографов, искателей приключений. Во время обсуждения доклада перспектива изучению мобильности была подвергнута критике: как заметила Алиса Максимова, пока неясно, что такой взгляд позволяет сказать о стрит-арте и насколько рассмотрение потоков и передвижений релевантно основному исследовательскому вопросу Екатерины. Как было зафиксировано, более очевидным и продуктивным шагом может быть анализ «историчности» заброшенных городов и того, как стрит-арт работает с их прошлым.
Оксана Запорожец отметила, что есть много литературы, посвященной заброшенным городам как таковым. Она также добавила, что идея о том, что фокус на стрит-арте в таких местах может стать способом изучения «альтернативной географии», представляется весьма интересной. Наталья Самутина предложила рассматривать не только историчность, но и «фантастичность» заброшенных городов. Почему они кажутся такими страшными, беспокоящими, неуютными, но в то же время являются настолько привлекательными? Почему фотографии стрит-арта на пустых полуразрушенных домах – такое захватывающие зрелище?
У участников НУГ немедленно возникли соображения по поводу возможных кейсов для анализа. Подходящие места, в которых создаются арт-объекты, вспомнили Александра Колесник и Александра Запольская, а Елена Мельникова посоветовала докладчице потенциального информанта.
В дальнейшем работа над темой будет продолжена, а исследовательский вопрос поставлен более узко и конкретно. Семинар позволил очертить границы проблематики, сделать обзор основных эмпирических кейсов и предложить несколько удачных концептуальных перспектив для проекта Екатерины.
Дата
10 апреля, 2013 г.
В статье упомянуты