Доклад «Карьера граффити-райтера: стратегии и тактики ''нормализации''»

1 апреля в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Социология в действии», организованная социологическим факультетом питерского филиала НИУ ВШЭ. Участница проекта «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса» Елена Мельникова выступила с докладом в рамках секции «Молодёжные культурные сцены: между локальным и глобальным». Подробнее...
1 апреля в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Социология в действии», организованная социологическим факультетом питерского филиала НИУ ВШЭ. Участница проекта «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса» Елена Мельникова выступила с докладом в рамках секции «Молодёжные культурные сцены: между локальным и глобальным».

В докладе «Карьера граффити-райтера: стратегии и тактики ''нормализации''» Елена затронула проблему амбивалентности, двойственности феномена карьеры райтера (с одной стороны, эта карьера обладает свойствами девиантной, с другой, умения, навыки и символический капитал, обретённые на стадии нелегального райтинга, впоследствии могут составить фундамент «легальной» профессиональной карьеры). Таким образом, о карьере райтера можно говорить в двух смыслах: как о неформальной карьере в узком кругу «своих», а также как о карьере в широком смысле этого слова, предполагающей выход за пределы сообщества граффитчиков.

Выход за пределы сообщества, переход к карьере как таковой осуществляется, прежде всего, через реализацию тех или иных стратегий коммерциализации граффити. Основываясь на материалах интервью с райтерами, Елена привела примеры такого рода адаптационных стратегий и тактик.

За выступлением последовала интересная дискуссия. Так, коллеги интересовались тем, каким образом информанты презентовали себя в ходе интервью, можно ли говорить о том, что существует чёткая грань между самопрезентациями граффити-райтеров и уличных художников; каковы альтернативные, не связанные с коммерциализацией, способы конвертирования внутрисубкультурного капитала граффити-райтеров; можно ли говорить о «нормализации» сообщества граффити-райтеров в глазах представителей различных типов публики или же здесь по-прежнему имеют место быть моральные паники; и др.