Доклад «Кинорепрезентации сообщества граффити-райтеров»

19-20 апреля в Санкт-Петербурге во второй раз прошли Смольные чтения — организованная факультетом свободных искусств и наук СПбГУ конференция «Гуманитарные исследования в интерактивном пространстве XXI века». Участник НУГа Елена Мельникова выступила в секции «Кино и видео» с докладом на тему «Кинорепрезентации сообщества граффити-райтеров». Подробнее...
19-20 апреля в Санкт-Петербурге во второй раз прошли Смольные чтения — организованная факультетом свободных искусств и наук СПбГУ конференция «Гуманитарные исследования в интерактивном пространстве XXI века». Участник НУГа Елена Мельникова выступила в секции «Кино и видео» с докладом на тему «Кинорепрезентации сообщества граффити-райтеров».

Кратко охарактеризовав основные типы проанализированных киноисточников, Елена сосредоточилась на рассмотрении трёх из них. Речь идёт о «классическом хип-хоп фильме» Чарли Ахерна «Дикий стиль»/«Wild Style» (1983), драме Флориана Гаага «Состав»/«Wholetrain» (2006) и трейнбомбинг-видео венгерских райтеров с красноречивым названием «Королевский ущерб»/«Royal Damage» (2007).

Докладчиком было отмечено, что граффити-фильмы обладают мощным мобилизационным эффектом. Так, «Wild Style» — картина, имеющая довольно небанальную структуру: по сути, она представляет из себя череду «аттракционов» («номеров» райтеров, брейк-дансеров, MC и DJ), лишь формально скреплённых сюжетом. Это позволяет реализовывать функцию создания коммьюнити, активного вовлечения аудитории в происходящее на экране. Ещё более этот эффект очевиден, когда речь идёт о внутрисубкультурных видео-репрезентациях сообщества граффити-райтеров. Наглядным примером является «Royal Damage» — классическое «адреналиновое» трейнрайтинг-видео, демонстрирующее «грязную кухню» субкультуры и — по признанию самих граффитчиков — «штампующее» новых  адептов (подробнее на эту тему см. видеозапись лекции «Внутрисубкультурные медиа-репрезентации уличного искусства», прочитанной на Винзаводе в рамках проекта «Стена»).

В центре состоявшейся после выступления дискуссии были вопросы, связанные с анонимностью граффити-райтеров и уличных художников. В частности, прозвучал вопрос о том, как вообще возможна кинорепрезентация тех, кто стремится сохранить анонимность? Как анонимный характер творчества райтеров соотносится с требованиями системы современного арт-бизнеса? Должен ли райтер стремиться интегрироваться в эту систему, или же сопротивление стратегиям «сильных публик», антикапиталистические установки являются атрибутом граффити-движения?