Репортаж о воркшопе в Берлине

22 мая в Центре городских исследований Георга Зиммеля при Университете Гумбольдта в Берлине прошел воркшоп «Художник и город». С докладами на нем выступили Наталья Самутина и Оксана Запорожец, в дискуссии приняли участие Варвара Кобыща и Алиса Максимова. Подробнее...
22 мая в Центре городских исследований Георга Зиммеля при Университете Гумбольдта в Берлине прошел воркшоп «Художник и город». С докладами на нем выступили Наталья Самутина и Оксана Запорожец, в дискуссии приняли участие Варвара Кобыща и Алиса Максимова.

Воркшоп включал три блока докладов. Первая часть была посвящена обсуждению современного городского развития. Искусствовед Ayse Nur Erek из Турции представила доклад о Стамбуле: она описала два случая, когда преобразование значимых мест (реконструкция площади Таксим и театра Эмек) вызвало широкое публичное обсуждение, привело к развертыванию общественных кампаний, даже организации открытых протестов. Географ из Университетского колледжа Лондона Andrew Harris применил концепцию глобальных городов к Лондону и Нью-Йорку - центрам современного искусства. В своем докладе он поставил вопросы о том, является ли развитие искусства обязательным элементом «глобального города» или же оно только дополняет другие сферы, например, финансовую; можем ли мы считать с точки зрения современного искусства глобальными городами Пекин или Абу-Даби, прилагающие большие усилия для создания «имиджа» новых арт-столиц. Ben Campkin (один из руководителей Urban Laboratory в Университетском колледже Лондона) проанализировал ситуацию вокруг строительства объектов для Олимпийских игр в Лондоне, проинтерпретированную Стивеном Джиллом (Stephen Gill) в фотографическом проекте “Buried”.

Второй блок докладов позволил более полно раскрыть тему художника в городе. В него вошли презентации, посвященные граффити и стрит-арту. Наталья Самутина представила введение в проблематику уличного искусства и рассказала о случае гамбургского художника Oz, легендарной фигуры, чьи простые рисунки оживляют и делают видимой сложную фактуру города. Juli Székely описала ситуацию с политикой в отношении граффити, существующей в Будапеште, на примере конкретного района и места в городе. Доклад Eszter Gantner был посвящен тому, как на протяжении своей истории Берлин становился арт-центром, какую роль в разные периоды в жизни города играло искусство.

Заключительная часть воркшопа была сфокусирована на обсуждении стрит-арта и паблик-арта. Оксана Запорожец проанализировала черты стрит-арта в России на примере работ художника Тимофея Ради. Наши коллеги из Санкт-Петербурга Олег Паченков и Лилия Воронкова выступили с позиции не только исследователей, но активистов. Они выделили основные проблемы паблик-арта в российском контексте, используя наблюдения из собственного опыта работы в этой области. Последний доклад представил художник и активист János Sugár из Венгрии, предложивший свой способ концептуализации искусства в городе.

После каждого блока докладов участники воркшопа включались в длительные дискуссии. Было высказано предположение, что в докладах речь идет о разных смыслах искусства (искусство как социальный институт или искусство как критический инструмент для анализа современности). Много споров вызвал концепт ностальгии, используемый для анализа происходящих в городах изменений (он был применен в докладе о Стамбуле). Обсуждалось также, следует ли разделять стрит-арт и граффити, для каких вопросов это различение актуально, а для каких – нет. Было полезно сравнить опыт разных стран с точки зрения отношения к граффити или инициативам городских художников, способов конструировать ностальгию.  Специфика городских изменений в постсоветском пространстве тоже стала видимой в перспективе сравнительных дискуссий. Участниками воркшопа неоднократно приводились примеры из жизни Москвы, Будапешта, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина, Парижа.

Планируется, что эта встреча в Берлине станет основанием для дальнейшей кооперации и взаимодействия исследователей из разных стран, занятых вопросами развития городов и изучения искусства в городском пространстве.