Летняя школа по городской этнографии

В начале сентября в Университете Тренто прошла летняя школа по городской этнографии, в которой приняла участие Варя Кобыща. Один из организаторов школы – Андреа Бригенти – был приглашенным лектором на конференции “Street art in changing city” (7-8 июня 2013, НИУ ВШЭ). Подробнее...


В начале сентября в Университете Тренто прошла летняя школа по городской этнографии, в которой приняла участие Варя Кобыща. Один из организаторов школы – Андреа Бригенти – был приглашенным лектором на конференции “Street art in changing city” (7-8 июня 2013, НИУ ВШЭ).
Городская этнография – далеко не новое, но активно развивающееся направление. Результаты такого рода исследований широко используются не только в академической сфере, но и в городском планировании, архитектуре, местном управлении. Задачей школы было обсуждение разных жанров городской этнографии, ее методологических проблем и результатов конкретных проектов. Обучение состояло из двух частей. Первая – лекции приглашенных профессоров; вторая – воркшопы, которые проходили в небольших рабочих группах и были посвящены пяти отдельным темам:
  • Публичное пространство, сообщества и искусство
  • Городская маргинальность
  • Городские изменения и территориальные конфликты
  • Полициирование: пространства и практики
  • Граффити и городское искусство
Лекции можно разделить на три блока. Первый блок, куда вошли выступления Джека Каца и Джеффа Феррела, был посвящен базовым принципам этнографичекого исследования. Так, Дж. Кац говорил о трех жанрах работы, между которыми этнографу всегда приходится выбирать:
  • Иконический (детальное описание одного кейса, с позиции максимально приближенной к субъекту)
  • Сравнительно-аналитический (‘объективное’ сопоставление большого количества кейсов одного типа, которое позволяет нарисовать целостную картину того или иного явления)
  • Моделирование (рассказ истории, в котором задействованы все уровни анализа – от микро до макро; использование комплексной теоретической модели для объяснения кейса)
Методологические инструкции для начинающих этнографов он снабжал разнообразными примерами из собственных эмпирических исследований о  профессиональных траекториях людей, работающих в Голливуде и др.
Феррел рассказал о своих многочисленных исследованиях различных городских сообществ, которые, так или иначе, противостоят общепринятому порядку и способам структурирования пространства, заданным властью. В их числе: граффити райтеры, участники спонтанных социальных движений (велопробег «критическая масса»), создатели подпольных радиостанций, уличные музыканты, trash diggers и train hoppers. Феррел говорил не только о методологии его исследований и наиболее интересных находках, но и о том, как этнография изменяет способы представления себя другим и, в конечном счете, понимание этнографом самого себя. В заключительной части лекции Феррел сформулировал три ключевые характеристики современной городской этнографии:
  • Моментальность (instant ethnography). Помимо традиционного длительного погружения в поле, исследователь должен стремиться также к глубокому погружению в отдельные, краткие и эфемерные ситуации взаимодействия.
  • Изменчивость (liquid ethnography). Постоянный нехватка стабильной структуры – это то, что определяет ситуацию. Этнограф должен ставить себя в обстоятельства аналогичные тем, в которых находится его объект, и наблюдать за потерей и изменением собственного статуса. Рефлексия неконсистентности собственного статуса является одним из основных инструментов анализа.
  • Внимание к ошибкам (gorgeous mistakes). Этнограф должен уметь эффективно использовать любые ошибки и сложности, с которыми он сталкивается в ходе исследования, поскольку именно они открывают путь к новому видению и интерпретации.
Второй блок был посвящен презентациям эмпирических проектов. Сюда вошли лекции Маттиаса Каррхолма и Марко Кремански. Характерно, что оба исследователя не являются профессиональными этнографами или социологами, так что их проекты были особенно интересны с точки зрения того, как этнография может применяться для решения практических задач городского планирования. Каррхолм представил результаты сравнительного исследования трех площадей города Лунд. Его исследование строилось на подробном анализе конкретных практик использования площадей не только в пространственном, но и временном измерении. В фокусе внимания Каррхолма оказалось взаимоналожение четырех процессов конструирования территории, которое приводило к различных последствиям: коммерциализации, активному освоению пространства разными социальными группами или запустению.

 

Внешний контроль

Персональный контроль

Намеренное

Стратегии

Тактики

Результат использования (спонтанное)

Ассоциации

Апроприация

 
В последней части доклада Каррхолм также рассказал о своем текущем проекте, в котором он работает над проблемой соотношения публичных пространств и различных типов событий (спонтанных или организованных), которыми они наполняются.
Кременски рассказал о проекте, посвященном траекториям изменения и развития нескольких районов (neighborhoods) в Риме. Для данного проекта была разработана комплексная методология, которая включала анализ внутренних (повседневные практики местных жителей, пространственная и темпоральная организация района, различные формы ассоциаций между жителями) и внешние (состояние зданий и инфраструктуры, цены на жилье) факторов. Однако основное внимание было уделено историям и нарративам, с помощью которых жители, а также представители власти, бизнеса и профессиональных сообществ осмысляют собственный район и свою коллективную жизнь в нем. Именно соперничающие друг с другом образы района, которые закодированы в конкретных стратегиях организации пространства или воплощены в практиках местных активистов, в конечном итоге определяют траекторию развития района.
И, наконец, третий блок включал лекцию Фредерико Райола по теории урбанизма. Он описал методологию исследования урбанизации как процесса, который основан на борьбе за пространство с помощью механизмов опосредования (“apparatus”), позволяющих по-разному масштабировать пространство, а значит, делать его упорядоченным и управляемым.
В качестве участников на школу были приглашены молодые ученые (социологи, этнографы, криминологи, географы), а также специалисты в области городского планирования и архитектуры. Вторая часть школы – воркшопы – была предназначена для подробного обсуждения проектов каждого из участников под руководством одного из лекторов. В ходе обсуждения исследования Вари Кобыщи были затронуты как методологические (как пронаблюдать ненаблюдаемое, а именно ситуацию восприятия граффити), так и теоретические вопросы (в чем разница между процессами криминализации граффити в России и США, что позволяет категоризировать граффити в России с помощью оппозиции «искусство-преступление»).
Как подчеркивали организаторы, школа по городской этнографии проводилась первый раз и проект будет продолжен. Это предполагает не только новую школу в следующем году, но активную коммуникацию между участниками этого года: обмен идеями, литературой и планирование совместных исследовательских проектов.