• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Общеуниверситетский факультатив

Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия

В 2019/2020 уч. году курс проводиться не будет.
 

Авторский курс Натальи Самутиной, одного из немногих в России специалистов по культурам фанатов и творчеству интернет-сообществ, разработан специально для тех, кто интересуется этой областью современной культуры и собирается так или иначе заниматься ею. Этот междисциплинарный курс рассчитан, в первую очередь, на культурологов, социологов, филологов, но потенциально – на всех желающих. Он призван познакомить слушателей с устройством этого нового исследовательского поля и базовых для него концепций; с рядом методологических, методических, организационных, этических проблем, с которыми приходится иметь дело тем, кто в нем сегодня работает; с основными именами и значимыми проектами, посвященными изучению фанатов, активных аудиторий, творчества любительских сообществ, феномена трансформирующей рецепции, и т.д. Итогом спецкурса должна стать разработка слушателями курса плана своего исследовательского проекта по изучению одной из форм культур соучастия.

Некоторые темы курса:

  • Активные аудитории и читательские/зрительские сообщества в популярной культуре модерна и современности: история развития и медийных изменений, отношения с производителями контента, проблемные поля, перспективы изучения. «Публичные сферы воображения» (М. Сэлер).
  • Концепция participatory culture (культуры соучастия) Генри Дженкинса, ее историческое развитие, перспективы и ограничения. Образовательное и политическое значение понятия «соучастие».
  • Поле fan studies: его история и современное устройство, мейнстрим и «слепые пятна». М. Хиллс и современные программы исследования фанатских культур.
  • Фанаты, субкультуры и сообщества: проблемы определения, виды сообществ. Фанаты как аудитория: от зрителей культового кино к современным фандомам. Антропология фанатских сообществ; основные фанатские практики. Фанатские сообщества и гендер.
  • Фандомы и рецептивные практики, фандомы и творчество. Фанфикшн, фан-арт, практики развития знания и самообразования в фанатских сообществах. Фанфикшн как культурная практика; как литературная практика; как исследовательская проблема. Эмоциональное чтение, конфликты читательских стратегий (фанатские versus нормативные), и т.д.
  • Культуры соучастия и транскультурные фандомы, транснациональные практики коммуникации, организационные формы фанатской работы. Транскультурные фандомы и неолиберальная экономика: примеры и прогнозы. Японская массовая культура и глобальные транскультурные фан-сообщества.
  • Культуры соучастия в городской среде: стрит-арт, практики городских игр, и т.д. Особенности, сходства и различия с интернет-культурами, исследовательские вопросы.
  • Фанатские сообщества и проблема архива (А. де Косник), эфемерность и историчность фандомных практик.
  • Фанаты, фандомы, сообщества и культуры соучастия в России: история, специфика, локальные проблемы, перспективы изучения.
  • Методика работы с культурами соучастия; методологические и методические ресурсы разных дисциплин (антропология, социология культуры, литературная теория и т.д.); этические проблемы и международные нормы работы с фанатами и фандомами.