• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Общеуниверситетский факультатив

Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве

В 2020/2021 уч. году курс завершен. В следующий раз курс будет проводить во втором модуле 2021 года.
 



Публикации автора: http://www.linorg.ru/
Этот курс задуман как рассказ о наших повседневных отношениях с одеждой. Тема повседневного костюма интересует автора больше всего. В центре разговора лежат вопросы идентичности: роли костюма в повседневной саморепрезентации — с одной стороны, и его роли в восприятии нас другими — с другой.

Важно подходить к повседневному костюму как к инструменту для решения задач — личных, профессиональных, социальных, любых. И одной из главных таких задач оказывается необходимость постоянно отвечать на вопрос: «Кто я такой — и кем я представляюсь другим?». Все наши отношения с одеждой (за редчайшими, хотя и важными, исключениями, связанными, например, с использованием спецодежды) построены в рамках решения этой задачи. Тема повседневного костюма огромна, ее, конечно, нельзя осилить за тридцать часов, — но можно попытаться обозначить основные линии, вдоль которых (или даже поперек) студенты могли бы потом самостоятельно двигаться в своих наблюдениях и исследованиях.

Кому на этом курсе будет, скорее всего, заведомо скучно? Тем, чей интерес к костюму ограничивается запоминанием названий брендов и воображаемым миром фильма «Дьявол носит Prada». А интересно, мы надеемся, будет людям, которые готовы думать о костюме как о части нашей повседневной жизни, со всеми ее красивостями и некрасивостями вперемешку.  

В некотором смысле, студенты получат две довольно общие карты: карту отношений костюма и социума и карту, связывающую костюм с идентичностью того, кто этот костюм носит. Тогда они, во-первых, смогут при желании самостоятельно пристально изучить любую точку этой карты. А во-вторых, хочется надеяться, поймут, каким образом связанные с костюмом исследования могут оказаться полезны в их основной профессиональной сфере, будь то экономика, социология, культурология, филология или дизайн. Например, если культуролог хочет работать с вопросами российского эйджизма (дискриминации человека на основании его возраста), ему покажут, как этот феномен в сочетании с российской традицией говорит с нами языком костюма, демонстрируя, что в России женщины и мужчины старше пятидесяти лет часто становятся невидимыми и незначимыми членами общества. Если человек занимается политологией и теорией элит, он может увидеть, как костюм отражает и усиливает разрыв между элитами и массами или как языком костюма пользуются для достижения политических целей.

Самая главная задача этого курса — настроить «костюмную» оптику. Это сложно! Нужно кое-что «повернуть» в голове, чтобы научиться видеть в костюме информационное сообщение. Для многих из нас это или слишком трудно, или слишком легко: с одной стороны, одежда — очень базовая вещь, с другой — интеллигентных людей отучают рассматривать и интерпретировать одежду, внушая, что это мелочно, вульгарно, незначимо. Но, ставя правильные вопросы, включая в себе внимательного наблюдателя, исследователя можно добиться того, что костюмная оптика «включится».