• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Круглый стол «(Не)официальное культурное наследие в современной России»

6+
Мероприятие завершено

В понедельник, 6 декабря, в 21:00 в Музее советских игровых автоматов (Москва, ул. Рождественка, д. 12) состоится круглый стол «(Не)официальное культурное наследие в современной России». Он подведет итоги двухлетней работы одноменной научно-учебной группы (руководитель – Александра Колесник). Будет организована трансляция круглого стола в ZOOM. Для регистрации на мероприятие просьба обращаться к Лизавете Лысенко: lizaveta.lysenka@gmail.com.

Понятие «культурное наследие», начиная с XIX в., остается одним из ключевых способов описания и концептуализации присутствия памятников прошлого в жизни того или иного сообщества. В XX в. оно было закреплено в национальных законодательствах и в официальных документах ЮНЕСКО. Однако его границы и формы работы с ним неоднократно переосмыслялись исследователями, результаты подобных научных и общественных дискуссий также находили отражение в законодательных актах. Подобные дискуссии, в частности, привели к принятию Конвенции о нематериальном культурном наследии ЮНЕСКО 2003 г. Эти споры продолжаются и сейчас в современных исследованиях (например, в critical heritage studies), которые проблематизируют культурное наследие не как статичный список охраняемых монументов и сохраняемых практик, а как непрерывный процесс (пере)осмысления тем или иным сообществом своего прошлого и настоящего. Научно-учебная группа «(Не)официальное культурное наследие в современной России» рассматривает пути приложения этих концепций к объектам и практикам, обычно находящимся за пределами его «официальной сферы», регламентируемой документами ЮНЕСКО и отечественного законодательства. 

На круглом столе участники НУГ представят результаты своих персональных исследований, в рамках которых концепции культурного наследия используются для изучения кейсов, относящихся к популярной музыке, театру, мультипликации, видеоиграм. Докладчики расскажут о том, насколько удачным оказалось приложение этих концепций в рассматриваемых случаях, с какими сложностями они столкнулись в своей работе. В рамках итоговой дискуссии на основе кейсов, представленных докладчиками, участники круглого стола обсудят теоретические и практические перспективы расширения применения концепции культурного наследия. 

На круглом столе будут сделаны следующие небольшие доклады:

Елизавета Лысенко откроет круглый стол докладом «Наследие в популярной музыке Беларуси: Песняры между советским и белорусским прошлым». В выступлении речь пойдет о роли советского вокально-инструментального ансамбля «Песняры» как национального наследия в постсоветской Беларуси. Применение оптики critical heritage studies к этому кейсу позволяет показать, как популярная музыка может использоваться как ресурс одновременно советской и национальной идентичности. На примере «Песняров» будет продемонстрировано, что популярная музыка предоставляет доступ к наследию как к «эмоциональному опыту принадлежности к группе» (в терминологии Л. Смит).

Валерия Овчарова выступит с докладом «Трибьют в рок-музыке как акт коммеморации (на примере трибьют-альбома Е. Летову “Без меня”)». В рамках исследования, итоги которого будут представлены на круглом столе, был рассмотрен феномен трибьюта в музыке на примере последнего трибьют-альбома Е. Летову «Без меня» (2019). В центре исследования – соотношение феномена трибьюта и концепции наследия-как-процесса, по определению Л. Смит. В докладе будет показано, что «Без меня» представляет собой диверсифицированное, множественное наследие, возникающее на стыке интересов сообществ, которые репрезентируют разные социальные, региональные и музыкальные идентичности, в том числе, разные поколения.

Лев Левицкий представит доклад «Наследие в русскоязычном баттл-рэпе — что это такое и как оно работает». Цель доклада — проанализировать, как представлено наследие в современном русскоязычном баттл-рэпе. Речь пойдет о трех уровнях наследия, которые можно выделить в баттл-рэпе. Важная часть доклада — осмысление того, как в каждом из уровней наследие концептуализируется и как на него можно посмотреть с точки зрения существующих научных работ о культурном наследии. Каждый теоретический тезис будет подкреплен интересными кейсами из обширного объема материала, изученного при подготовке доклада.

Тема доклада Антонины Овруцкой – «Представления о русском театральном наследии и способы его поддержания и воспроизводства среди участников театрального фан-сообщества forum.balletfriends.ru». Он подведет итог исследования, целью которого было рассмотреть различные неавторизированные дискурсивные практики наследия театральных фанатов на русскоязычном театральном форуме. В рамках доклада будут рассмотрены пересечения авторизированного и неавторизированного дискурсов наследия в обсуждениях фанатов, а также то, какие идентичности ценности и смыслы предлагают фанаты и какое место в фанатских практиках наследия занимает национальная идентичность.

Елизавета Худайбердиева выступит с докладом «Советская мультипликация как наследие в современной российской культуре». В докладе будут представлены результаты исследования рецепции советской мультипликации (на примере мультфильмов «Союзмультфильма») в современной российской культуре. Мультипликация, ранее не изучаемая как наследие, рассматривалась в рамках heritage studies. Будет показано, что для мультипликации как наследия характерны два одновременных процесса: институализации как авторизованного наследия (в терминологии Л. Смит) и существования в одном комплексе с советским кинематографом как части «культового кино» (Н. Самутина, Б. Степанов).

Завершит круглый стол доклад Марии Сениной «Видеоигры как форма культурного наследия: ограничения, опасности, подходы». В нем будут раскрыты потенциальные способы изучения и интерпретации культурного потенциала видеоигр на примере российской серии игр Pathologic. Поскольку видеоигры, как и прочие объекты нового медиаискусства, зависят от ряда факторов для своей работы и существования, сохранение значимых для аудитории проектов обретает особую важность. Доклад освещает возможное применение подхода, который позволил бы выделять видеоигры перед тем, как они будут безвозвратно утеряны, и приглашает к обсуждению возможных решений данного вопроса.

В конце круглого стола состоится общая дискуссия.