• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Темы занятий

Объем курса — 46 акад. часов (3 кредита).
Когда читается: 2–3-й модули (ноябрь – февраль), зачет в 3-м модуле (февраль). 

 Программа курса

 

Тема 1.
Введение в задачи и логику курса. «Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к Popular Music Studies и Pop-Musicology
Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной музыкой в рамках popular music studies. Понимание музыки как сложного культурного и социального явления, имеющего свою институциональную структуру, где «немузыкальные» (экономические, технологические, социальные) составляющие рассматриваются в неразрывной связи с музыкальными компонентами (непосредственно музыка, текст, особенности исполнения, и т.д.). Базовые понятия курса («популярная музыка», «жанр», «стиль», «песня», «аудитория»). Исследовательский текст как пример: его устройство, поставленные и решенные проблемы.

Тема 2.
Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Звукозапись и дистрибуция
Устройство музыкального рынка: производство, распространение и потребление музыкальной продукции. Появление института звукозаписи, его влияние на развитие музыкальной индустрии. Взаимоотношения между лейблами: процессы слияния, поглощения, укрупнения лейблов. Изменение технологии звукозаписи и влияние на звучание, распространение и восприятие (от «довиниловых» носителей к цифровым). Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки: винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции музыкальной продукции, связанные с этим возможности и конфликты (экономические и культурные).

Тема 3.
Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Концертные выступления
Продолжение характеристики музыкальной индустрии. Фигура артиста, музыканта, фронтмена группы в контексте популярной музыки. Перфоманс (концерты, фестивали). Место музыкальных концертов и фестивалей в системе музыкального рынка. Организация концертов и фестивалей. Музыкальные концерты и фестивали как коллективное действие: сочетание акторов, аудитории, системы коллективных представлений, средств символического производства (голос, одежда музыканта, инструменты, реквизиты, а также место проведения концерта), текста, образа, звука. Туры.

Тема 4.
Специфика институционального функционирования современной популярной музыки: Аудитории и фандомы
Слушатель (аудитория). Фигура слушателя (как реципиента музыкальной продукции) в системе популярной музыки. Типы слушателей. Фанаты и субкультуры. Проблема возраста в популярной музыке.

Тема 5.
Музыкальные стили и жанры
Предыстория формирования понятия «музыкальный жанр» и «музыкальный стиль»: музыкальное различие и разграничение. Музыкальный стиль как отличительное качество музыкальных композиций, входящих в ту или иную конкретную общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех свойств воспринимаемой музыки. Музыкальный жанр как целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка. Формирование жанровой музыкальной журналистики, музыкального телевидения и радио; рекорд-лэйблов; фан-сообществ; музыкальных фестивалей.

Тема 6.
Тексты и музыка
Песня как сложная система, которая складывается из нескольких элементов: вербального, музыкального, пластического и перформативного. Теоретические основания исследования музыки как текста: влияние Ролана Барта. Аллан Мур и его концепция первичного и вторичного текста. Структура музыки как текста: голос, музыкальные инструменты, ритм, музыкальная гармония. Фигура слушателя в процессе конструирования текста. Понимание музыкальной лирики: взаимосвязь и взаимовлияние текста и музыки. Интонирование, акцентирование, звуковые эффекты, голос, музыкальные инструменты как средства для понимания лирики. Текст песни и проблема интертекстуальности. Феномен концептуального альбома.

Тема 7.
Анализ популярной песни
В рамках данного занятия слушателям будет предложена схема анализа песни или альбома с учетом всех рассмотренных аспектов изучения популярной музыки (так, как проводится подобный анализ в popular music studies). Примеры, приводимые преподавателями и аудиторией, призваны "обкатать" эту схему в практическом применении, увидеть ее достоинства и проблемные места.

Тема 8.
Популярная музыка и медиа: радио и телевидение

Репрезентации музыкального в разных формах популярной культуры: музыка и радио, музыка и телевидение. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Телевидение как неотъемлемая часть «фабрики звезд» (star-making machinery) в музыкальном бизнесе. Влияние телевидения на музыку, главным образом, на формирование современной поп- и рок-эстетики. MTV и целый ряд других музыкальных телевизионных каналов.

Тема 9.
Популярная музыка и медиа: музыкальная журналистика и рок-фотография
Музыкальная критика как оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления. Музыкально-критическая журналистика как направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных): рецензии, обзоры, статьи. Письмо музыкального журналиста. Музыкальная критика в современной культуре. Многожанровость, многотемность, многоаспектность музыкальной критики как особые качества ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Устройство музыкального журнала, типы статей, рубрик. Музыка и литература, литература о музыке в Великобритании. Музыкальная фотография. Рок-фотография.

Тема 10.
Музыкальные клипы и фильмы о музыке
Типы фильмов о музыке: документальные, биографические, фильмы-концерты, официальные концертные записи, музыкальные фильмы. Особенности презентации музыкального материала в фильме, специфика такого кинематографического высказывания. «High Fidelity» (1995) и «31 песня» (2003): идеология Ника Хорнби.
Структура музыкального клипа, его образность, связь между изображением и музыкой: аудио-визуальный текст, коммуникативно-эстетические функции картинки (картинка как парафраз вербальному тексту песни; содействие пониманию текста; перспектива для дальнейшего «прочтения» песни; создание особенной атмосферы, усиливающей песню), визуальный лейтмотив, отсылки и образы.

Тема 11.
Национальные и постнациональные идентичности в популярной музыке
Национальные образы в европейской популярной музыке. «Мини-ренессанс» 1960-х гг. «Salut les Copains» во Франции и его аналоги в Италии и Испании. «Британское вторжение» и «Свингующий Лондон». Englishness, рок-музыка и 1960-е гг. Брит-поп и попытка нового британского вторжения в 1990-е гг. Явление Cool Britannia. Региональная и локальная идентичности в Великобритании. «Северность» (Northernness) как особая черта северной Англии. Постнациональные идентичности: трансгрессивыне культурные практики и формы, транскультурные направления и культуры соучастия.

Тема 12.
Популярная музыка и города в Великобритании
Лекция будет сфокусирована на следующих вопросах: Как город формирует музыкальную культуру? Какую актуальную информацию о городах «содержит» музыка? Что сам город может «рассказать» о популярной музыке? Как музыкальную историю можно рассматривать в контексте истории городской? Как через популярную музыку опосредовано взаимодействие жителей города и непосредственно городского пространства? Какие образы городов создаются посредством репрезентации музыкальной культуры и прошлого? В качестве примеров будут рассмотрены кейсы следующих английских городов: Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, Бирмингем, Лондон.

Тема 13.
Прошлое в популярной музыке
Феномен ретромании в современной британской музыке: какие именно образы из прошлого становятся востребованы в популярной музыке, что для них характерно и что является причиной обращения к ним. Проявления ретромании: практика реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев рок-музыки и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру YouTube. Ретромания как общекультурное явление.

Тема 1.

«Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к PopularMusicStudies и Pop-Musicology

Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной музыкой в рамках popularmusicstudies. Понимание музыки как сложного культурного явления, имеющего свою институциональную структуру, где «немузыкальные» (экономические, технологические, социальные) составляющие рассматриваются с музыкальной компонентой (непосредственно музыка, текст, исполнение) в неразрывной связи. Базовые понятия курса («популярная музыка», «жанр», «стиль», «песня», «аудитория»). Исследовательский текст как пример: его устройство, поставленные и решенные проблемы.

 

Тема 2.

Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Звукозапись и дистрибуция

Как устроен музыкальный рынок: производство, распространение и потребление музыкальной продукции. Появление института звукозаписи, его влияние на развитие музыкальной индустрии. Взаимоотношения между лейблами: процессы слияния, поглощения, укрупнения лейблов. Изменение технологии звукозаписи и влияние на звучание, распространение и восприятие (от «довиниловых» носителей к цифровым). Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки: винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции музыкальной продукции.

 

Тема 3.

Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Живые выступления и аудитория

Место музыкальных концертов и фестивалей в системе музыкального рынка. Фигура артиста, музыканта, фронтмена группы в контексте популярной музыки. Музыкальные концерты и фестивали как коллективное действие: сочетание акторов, аудитории, системы коллективных представлений, средств символического производства (голос, одежда музыканта, инструменты, реквизиты, а также место проведения концерта), текста, образа, звука. Музыкальная фотография. Рок-фотография. Фигура слушателя в системе популярной музыки. Типы слушателей. Фанаты и субкультуры. Проблема возраста в популярной музыке.

 

Тема 4.

Музыкальные стили и жанры

Предыстория формирования понятия «музыкальный жанр» и «музыкальный стиль»: музыкальное различие и разграничение. Музыкальный стиль как отличительное качество музыкальных композиций, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки. Музыкальный жанр как целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка. Формирование жанровой музыкальной журналистики, музыкального телевидения и радио; рекорд-лэйблов; фан-сообществ; музыкальных фестивалей.

 

Тема 5.

Тексты и музыка

Песня как сложная система, которая складывается из нескольких элементов: вербального, музыкального, пластического и перформативного. Теоретические основания исследования музыки как текста: влияние Ролана Барта. Аллан Мур и его концепция первичного и вторичного текста. Структура музыки как текста: голос, музыкальные инструменты, ритм, музыкальная гармония. Фигура слушателя в процессе «конструирования» текста. Понимание музыкальной лирики: взаимосвязь и взаимовлияние текста и музыки. Интонирование, акцентирование, звуковые эффекты, голос, музыкальные инструменты как средства для понимания лирики. Текст песни и проблема интертекстуальности. Феномен концептуального альбома.

 

Тема 6.

Анализ популярной песни

В рамках данного занятия слушателям будет предложена схема анализа песни или альбома с учетом всех рассмотренных аспектов изучения популярной музыки (так, как проводится подобный анализ в popularmusicstudies).

 

Тема 7.

Популярная музыка и медиа

Репрезентации музыкального в разных формах популярной культуры: музыка и радио, музыка и телевидение, музыка и кинематограф, музыка и литература. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Влияние телевидения на музыку, главным образом, на формирование современной поп- и рок-эстетики. MTV и целый ряд других музыкальных телевизионных каналов. Типы фильмов о музыке: документальные, биографические, фильмы-концерты, официальные концертные записи, музыкальные фильмы. Особенности презентации музыкального материала в фильме, специфика такого кинематографического высказывания.

 

Тема 8.

Прошлое в популярной музыке

Феномен «ретромании» в современной британской музыке: какие именно «образы из прошлого» становятся востребованы в популярной музыке, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев рок-музыки и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление.