• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Темы занятий

Объем курса — 46 акад. часов (3 кредита).
Когда читается: 2–3-й модули (ноябрь – февраль), зачет в 3-м модуле (февраль). 

 Программа курса

ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ (ССЫЛКА НА ГУГЛ-ДИСК)
 

Тема 1.
Введение в задачи и логику курса. «Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к Popular Music Studies и Pop-Musicology
Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной музыкой в рамках popular music studies. Понимание музыки как сложного культурного и социального явления, имеющего свою институциональную структуру, где «немузыкальные» (экономические, технологические, социальные) составляющие рассматриваются в неразрывной связи с музыкальными компонентами (непосредственно музыка, текст, особенности исполнения, и т.д.). Базовые понятия курса («популярная музыка», «жанр», «стиль», «песня», «аудитория»). Исследовательский текст как пример: его устройство, поставленные и решенные проблемы.


Задание на дом:
1. Прочитать статью:
Eckstein, Lars (2009) Torpedoing the Authorship of Popular Music: A Reading of Gorillaz' "Feel Good Inc.", Popular Music, vol. 28, no 2, pp. 239-255.

2. Вопросы к статье:

1) Проблема и задачи текста
2) Структура текста
3) Ключевые термины
4) Аргументация
5) Вывод
6) Что осталось за пределами исследования

 

Тема 2.
Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Звукозапись и дистрибуция
Устройство музыкального рынка: производство, распространение и потребление музыкальной продукции. Появление института звукозаписи, его влияние на развитие музыкальной индустрии. Взаимоотношения между лейблами: процессы слияния, поглощения, укрупнения лейблов. Изменение технологии звукозаписи и влияние на звучание, распространение и восприятие (от «довиниловых» носителей к цифровым). Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки: винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции музыкальной продукции, связанные с этим возможности и конфликты (экономические и культурные).

Литература:

1. Frith S., Goodwin A. On Record: Rock, Pop, and the Written Word. London: Routledge, 1990. 492 p.
2. Warner T. Approaches to Analyzing Recordings of Popular Music // The Ashgate Research Companion to Popular Musicology / Derek S. (ed.). Aldershot: Ashgate, 2009. P. 131-147.
3. Devine K. A mysterious music in the air: cultural origins of the loudspeaker // Popular Music History. 2013. Vol. 8. No 1. P. 5–28.
4. Danaher W.F. The Making of a Cultural Icon: The Electric Guitar // Music and Arts in Action. 2014. Vol. 4. Iss. 2. P. 74–93.
5. Brimmer J. Providing a National Resource: The Management of Music Manuscripts in the UK // Journal of the Society of Archivists. 2005. Vol. 26. No. 2. P. 215-232.
6. Theberge P. «Plugged in»: Technology and Popular Music // Pop and Rock. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 11; Longhurst B. Popular Music and Society. Cambridge: Polity, 2007. P. 27-39.


Задание на дом:
Читать главу: Fast, Susan. Popular music performance and cultural memory Queen: Live Aid, Wembley Stadium, London, July 13, 1985 // Inglis, Ian (Ed.) Performance and Popular Music : History, Place and Time. Aldershot: Ashgate, 2006, pp. 155-171.

Вопросы:

1). Как анализируется живое выступление;
2). Какие элементы выступления выделяются как ключевые;
3). Какие проблемы ставятся автором на примере данного концерта.

 

Тема 3.
Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Живые выступления и аудитория
Место музыкальных концертов и фестивалей в системе музыкального рынка. Фигура артиста, музыканта, фронтмена группы в системе популярной музыки. Музыкальные концерты и фестивали как коллективное действие: сочетание акторов, аудитории, системы коллективных представлений, средств символического производства (голос, одежда музыканта, инструменты, реквизиты, место проведения концерта), текста, образа, звука. Рок-фотография. Фигура слушателя в системе популярной музыки. Типы слушателей и аудиторий. Фанаты и субкультуры. Проблема возраста в популярной музыке.

Литература:

1. Inglis I. Performance and Popular Music: History, Place and Time. Aldershot: Ashgate Publishing Group, 2005.
2. Aubrey C., Shearlaw J. Glastonbury: An Oral History of the Music, Mud and Magic. London: Ebury Press, 2005.
3. Hebdige, Dick. Subculture: The Meaning of Style. London: Routledge, 1979.
4. Popular Music Fandom: Identities, Roles and Practices / Ed. by Mark Duffett. London: Routledge, 2013.


Задание на дом:

Читать: Bannister M. Loaded' Indie Guitar Rock, Canonism, White Masculinities // Popular Music. 2006. Vol. 25. No. 1. P. 7795.

Читать: Indie Music // Shuker R. Popular Music: The Key Concepts. London: Routledge, 1998. P. 144–145.

Вопросы:

1) Что авторы включают в понятие «инди-рок»?
2) Как конструируется сам жанр?
3) Какие проблемы здесь можно увидеть?

 

Тема 4.
Музыкальные стили и жанры
Предыстория формирования понятия «музыкальный жанр» и «музыкальный стиль»: музыкальное различие и разграничение. Музыкальный стиль как отличительное качество музыкальных композиций, входящих в ту или иную конкретную общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех свойств воспринимаемой музыки. Музыкальный жанр как целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка. Формирование жанровой музыкальной журналистики, музыкального телевидения и радио; рекорд-лэйблов; фан-сообществ; музыкальных фестивалей.

Литература:

1) Fornäs J. Cultural Theory and Late Modernity. London, 1995.
2) Frith S. Performing Rites: On the Value of Popular Music. Harvard, 1996.
3) Negus K. Music Genres and Corporate Cultures. London, 1999.
4) Toynbee J. Making Popular Music: Musicians, Creativity and Institutions. Oxford, 2000.

5) Holt F. Genre in Popular Music. Chicago, 2007.
6) Walser R. Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. Middletown: Wesleyan University Press, 1993.
7) Weinstein D. Heavy Metal: The Music and Its Culture. Boston, MA: Da Capo Press, 2009.
8) Hibbett R. What Is Indie Rock? // Popular Music and Society. 2005. Vol. 28. No. 1. P. 55–77.
9) Bannister M. 'Loaded': Indie Guitar Rock, Canonism, White Masculinities // Popular Music. 2006. Vol. 25. No. 1. Special Issue on Canonisation. P. 77–95.
10) Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. 1979.
11) McNeil L., McCain G. Please Kill Me: The Uncensored Oral History of Punk. 1997.

Задание на дом:

Прочитать статью: Frith S. Why Do Songs Have Words? // Contemporary Music Review. 1989. Vol. 5(1). P. 77–96.

Обратите особое внимание на то, как автор понимает специфику текста популярной песни.


Тема 5.
Тексты и музыка
Песня как сложная система, которая складывается из нескольких элементов: вербального, музыкального, пластического и перформативного. Теоретические основания исследования музыки как текста: влияние Ролана Барта. Аллан Мур и его концепция первичного и вторичного текста. Структура музыки как текста: голос, музыкальные инструменты, ритм, музыкальная гармония. Фигура слушателя в процессе конструирования текста. Понимание музыкальной лирики: взаимосвязь и взаимовлияние текста и музыки. Интонирование, акцентирование, звуковые эффекты, голос, музыкальные инструменты как средства для понимания лирики. Текст песни и проблема интертекстуальности. Феномен концептуального альбома.

Литература:
1) Frith S. Why Do Songs Have Words // Contemporary Music Review. 1989. Vol. 5(1). P. 77–96.
2) Griffits D. From Lyrics o Anti-Lyrics: Analyzing Words in Pop Song // Moore A.F. Analyzing Popular Music. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 39–59.
3) Middleton R. Pop, Rock and Interpretation // Pop and Rock. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 213–225.


Задание на дом

Читать:
1. Letts M.T. The Reception of OK Computer and Kid A // Radiohead and the Resistant Concept Album: How to Disappear Completely. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2010. P. 28–44.

2. Юбара А. Злые гости: «Rammstein» в России // Неприкосновенныйзапас. 2012. № 81(1). С. 192–206.

Обсуждать тексты будем их по такой же схеме:

1. Проблема и задачи текста.
ž2. Структура текста.
ž3. Ключевые термины.
ž4. Аргументация.
ž5. Выводы.
ž6. Что осталось за пределами исследования (т.е. что можно было бы еще рассмотреть на том материале, который берется автором).

Тема 6.

Анализ популярной песни
В рамках данного занятия слушателям будет предложена схема анализа песни или альбома с учетом всех рассмотренных аспектов изучения популярной музыки (так, как проводится подобный анализ в popular music studies). Примеры, приводимые преподавателями и аудиторией, призваны "обкатать" эту схему в практическом применении, увидеть ее достоинства и проблемные места. 

Задание на дом:

1. Читать: Inglis I. Popular Music History On Screen: The Pop/Rock Biopic // Popular Music History. 2007. Vol. 2. No. 1. P. 77–93.

2. Смотреть фильм “Control” (реж. Антон Корбейн, 2007 г.).

Вопросы к фильмам о музыкантах:
1. Какие типы фильмов с "участием" популярной музыки вы знаете? Какие задачи мы можем выделить в отношении использования музыки в кино?
2. Как выстраивается и из чего состоит рассказ о музыке в фильме, который вы выбрали? Каковы границы и ограничения этого рассказа?
3. Как музыка представлена в фильме технически (наложена за кадром, исполняется актерами, дается фрагментами, представлена целиком, и т.д.)?
4. В чем различия между кинематографическим образом музыки (в художественном кино) и ее образами в рассматриваемых ранее источниках (академические статьи, специализированные музыкальные издания, СМИ и т.д.)? Какие трудности возникают при интерпретации этих образов? (какие фильмы о музыке можно назвать удачными и почему?)

Тема 7.

Популярная музыка и медиа
Репрезентации музыкального в разных формах популярной культуры: музыка и радио, музыка и телевидение, музыка и кинематограф, музыка и литература. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Влияние телевидения на музыку: на формирование современной поп- и рок-эстетики, на форматы производства и распространения музыки в дигитальную эпоху. MTV и другие музыкальные телевизионные каналы. Типы фильмов о музыке: документальные, биографические, фильмы-концерты, официальные концертные записи, музыкальные фильмы. Особенности презентации музыкального материала в фильме, специфика такого кинематографического высказывания.

Литература

О музыкальной журналистике:
1. Frith S. Sound Effects: Youth, Leisure and the Politics of Rock. London: Constable, 1983.
2. Bangs L. How to Be a Rock Critic // The Rock History Reader / Ed. by Teo Cateforis. L.: Routledge, 2007. P. 143-153.
3. Cloonan M. Exclusive! The British Press and Popular Music // Jones S. (Ed.) Pop Music and the Press. Philadelphia: Temple University Press, 2002. P. 114–13.
4. Forde E. From Polyglottism to Branding: on the decline of personality Journalism in the British press // Journalism. 2001. № 2(1). P. 23–43.
5. Frith S. Performing Rites: On the Value of Popular Music. Cambridge: Harvard University Press, 1996.
6. ГороховА. Дыра, прикрытаяглянцем. М.: Ad Marginem, 2007.
7. Горохов А. Музпросвет. М.: ИД «Флюид», 2010.

О радио и телевидении:
1. Chapman R. Reviewed The 1960s Pirates: A Comparative Analysis of Radio London and Radio Caroline // Popular Music. 1990. Vol. 9. No. 2: Radio Issue. P. 165–178.

2. Simonelli D. BBC rock music programming on radio and television and the progressive rock audience, 1967-1973 // Popular Music History. 2007. № 2. P. 95–112.

3. Goodwin A. Dancing in the Distraction Factory: Music Television and Popular Culture. L.: Routledge, 1993.
4. Frith S. Look! Hear! The Uneasy Relationship of Music and Television // Popular Music. 2002. Vol. 21. No. 3: Music and Television. P. 277–290.
5. Inglis I. (Ed.) Popular Music And Television In Britain. Farnham: Ashgate, 2010.
6. Colburn S. Filming Concerts for YouTube: Seeking Recognition in the Pursuit of Cultural Capital // Popular Music and Society. 2015. Vol. 38. No. 1. P. 59–72.

Об отношении музыки и видео:
1. Björnberg A. Structural Relationships of Music and Images in Music Video // Popular Music. 1994. Vol. 13. No. 1. P. 51–74.

2. Wallis R., Malm K. Push-Pull for the Video Clip: A Systems Approach to the Relationship between the Phonogram/Videogram Industry and Music Television // Popular Music. Music Video and Film. 1988. Vol. 7. No. 3. P. 267–284.

3. Gabrielli G. An Analysis of the Relation Between Music and Image // Rewind, Play, Fast Forward – The Past, Present and Future of Music Video / Ed. by Henry Keazor and Thorsten Wübbena. Bielefeld: Transcript, 2010. P. 89–110.

Задание на дом

Читать:
1.
Reynolds S. Retromania: Pop Culture's Addiction to its Own Past (London: Faber and Faber, 2011. P. ix–xxiii.

2. Bottomley A.J. Play It Again: Rock Music Reissues and the Production of the Past for the Present // Popular Music and Society. 2015. P. 1–24. (по желанию)


Тема 8.

Прошлое в популярной музыке
Феномен ретромании в современной британской музыке: какие именно образы из прошлого становятся востребованы в популярной музыке, что для них характерно и что является причиной обращения к ним. Проявления ретромании: практика реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев рок-музыки и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру YouTube. Ретромания как общекультурное явление.

Тема 1.

«Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к PopularMusicStudies и Pop-Musicology

Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной музыкой в рамках popularmusicstudies. Понимание музыки как сложного культурного явления, имеющего свою институциональную структуру, где «немузыкальные» (экономические, технологические, социальные) составляющие рассматриваются с музыкальной компонентой (непосредственно музыка, текст, исполнение) в неразрывной связи. Базовые понятия курса («популярная музыка», «жанр», «стиль», «песня», «аудитория»). Исследовательский текст как пример: его устройство, поставленные и решенные проблемы.

 

Тема 2.

Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Звукозапись и дистрибуция

Как устроен музыкальный рынок: производство, распространение и потребление музыкальной продукции. Появление института звукозаписи, его влияние на развитие музыкальной индустрии. Взаимоотношения между лейблами: процессы слияния, поглощения, укрупнения лейблов. Изменение технологии звукозаписи и влияние на звучание, распространение и восприятие (от «довиниловых» носителей к цифровым). Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки: винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции музыкальной продукции.

 

Тема 3.

Специфика институционального функционирования современной популярной музыки. Живые выступления и аудитория

Место музыкальных концертов и фестивалей в системе музыкального рынка. Фигура артиста, музыканта, фронтмена группы в контексте популярной музыки. Музыкальные концерты и фестивали как коллективное действие: сочетание акторов, аудитории, системы коллективных представлений, средств символического производства (голос, одежда музыканта, инструменты, реквизиты, а также место проведения концерта), текста, образа, звука. Музыкальная фотография. Рок-фотография. Фигура слушателя в системе популярной музыки. Типы слушателей. Фанаты и субкультуры. Проблема возраста в популярной музыке.

 

Тема 4.

Музыкальные стили и жанры

Предыстория формирования понятия «музыкальный жанр» и «музыкальный стиль»: музыкальное различие и разграничение. Музыкальный стиль как отличительное качество музыкальных композиций, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки. Музыкальный жанр как целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка. Формирование жанровой музыкальной журналистики, музыкального телевидения и радио; рекорд-лэйблов; фан-сообществ; музыкальных фестивалей.

 

Тема 5.

Тексты и музыка

Песня как сложная система, которая складывается из нескольких элементов: вербального, музыкального, пластического и перформативного. Теоретические основания исследования музыки как текста: влияние Ролана Барта. Аллан Мур и его концепция первичного и вторичного текста. Структура музыки как текста: голос, музыкальные инструменты, ритм, музыкальная гармония. Фигура слушателя в процессе «конструирования» текста. Понимание музыкальной лирики: взаимосвязь и взаимовлияние текста и музыки. Интонирование, акцентирование, звуковые эффекты, голос, музыкальные инструменты как средства для понимания лирики. Текст песни и проблема интертекстуальности. Феномен концептуального альбома.

 

Тема 6.

Анализ популярной песни

В рамках данного занятия слушателям будет предложена схема анализа песни или альбома с учетом всех рассмотренных аспектов изучения популярной музыки (так, как проводится подобный анализ в popularmusicstudies).

 

Тема 7.

Популярная музыка и медиа

Репрезентации музыкального в разных формах популярной культуры: музыка и радио, музыка и телевидение, музыка и кинематограф, музыка и литература. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Влияние телевидения на музыку, главным образом, на формирование современной поп- и рок-эстетики. MTV и целый ряд других музыкальных телевизионных каналов. Типы фильмов о музыке: документальные, биографические, фильмы-концерты, официальные концертные записи, музыкальные фильмы. Особенности презентации музыкального материала в фильме, специфика такого кинематографического высказывания.

 

Тема 8.

Прошлое в популярной музыке

Феномен «ретромании» в современной британской музыке: какие именно «образы из прошлого» становятся востребованы в популярной музыке, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев рок-музыки и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.). Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление.