• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад М.Л. Майофис «Экранизации начала 1960-х и генеалогия советской/русской интеллигенции»

24 февраля состоялся доклад М.Л. Майофис в рамках проекта «Поздне/Постсоветское: ценности, практики, акторы» (ИГИТИ НИУ ВШЭ и ТюмГУ) совместно с Германским историческим институтом в Москве и Центром франко-российских исследований в Москве.

Доклад посвящен двум советским фильмам-экранизациям, которые почти одновременно вышли на экраны в 1960 году и практически забыты сегодня: «Слепому музыканту» Татьяны Лукашевич и «Северной повести» Евгения Андриканиса. Оба фильма были адаптациями литературных произведений: «этюда» В.Г. Короленко (1898) и новеллы Константина Паустовского (1938). Главные герои двух этих картин – представители различных поколений русской интеллигенции. Основываясь на анализе самих фильмов и архивных документов, связанных с подготовкой их сценария и кинопроизводством, М.Л. Майофис стремилась показать, как в этих картинах происходит пересмотр исторической роли русской интеллигенции: она предстает здесь как независимый агент исторического прогресса, хотя и вдохновленный опытом «простого народа». Этот новый образ интеллигенции был создан кинематографистами, которые начали работать еще в 1920–30-е годы и хорошо помнили и Большой террор, и идеологические кампании конца 1940-х годов, громившие и уничтожавшие советскую научную и творческую интеллигенцию. Создававшийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов миф о связи советской интеллигенции с наиболее свободомыслящими и благородными героями XIX столетия был призван выстроить новую генеалогию этой социальной группы: и здесь поиски Т. Лукашевич и Е. Андриканиса оказались во многом созвучны тому, о чем думали в это же время представители зарождавшегося советского неофициального и будущие писатели-шестидесятники. Важный исторический контекст двум этим фильмам задает история созданного незадолго до их выхода т.н. Третьего творческого объединения «Мосфильма», руководителем которого был Михаил Ромм: сотрудничество с Роммом и его патронаж позволяют объяснить некоторые важные художественные особенности этих работ, сочетавших эстетику «большого стиля» и поиск новой кинематографической стилистики.

Мария Львовна Майофис – историк культуры, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ.