• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кирилл Прокопов подготовил конспект московских лекций Вивиана Наттона

18‑22 апреля 2016 года состоялась серия научно‑практических семинаров «Социальная история медицины: Аристотель, Гален, Везалий», главным гостем которой стал профессор Университетского колледжа Лондона и кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Вивиан Наттон
19 апреля в МГМУ им. Сеченова профессор выступил с лекцией «Везалий — галенист: экземпляры трудов Institutiones Anatomicae (Анатомические установления, 1538) и De Humani Corporis Fabrica (О строении человеческого тела, 1555) с комментариями». Предлагаем Вашему вниманию подробный конспект выступления, подготовленный участником нашей научно-учебной группы Кириллом Прокоповым.

Прежде всего, профессор Наттон отметил, что оба трактата, вынесенные в название лекции, примечательны тем, что сохранились их экземпляры с рукописными пометками, принадлежащими, вероятнее всего, автору данных произведений – Андрею Везалию (1514–1564).

Аннотированная копия Fabrica была куплена в Германии в 2005 г., и профессор Наттон принял участие в работе по подготовке ее критического издания, осуществленного в 2009 г. По косвенным свидетельствам было установлено, что рукописные примечания к томудействительно принадлежат Везалию. Копия Institutionesпервый раз была продемонстрирована в Торонто на выставке Везалия в 2014 г. Профессор Наттон был также приглашен для установления авторства примечаний и исследовательской работы с данным изданием. Ее перевод на английский язык должен быть опубликован в 2017 г.

 

Почему FabricaВезалия так важна для истории медицины? Во-первых, Fabrica — поворотная точка от анатомических описаний галенистов, основанных преимущественно на работе с препаратами животных, к анатомии именно человеческого тела. Во-вторых,  иллюстрации в данном произведении достигали невиданной до тех пор точности изображения (полноразмерные иллюстрации и подробные изображения частей тела). Таким образом, Fabrica — одна из первых анатомических книг, которая выглядит как произведение искусства и для создания которой были привлечены художники столь высокого класса. Прогресс очевиден в сравнении с предшествующими анатомическими работами, например, «Комментариями к анатомии Мандино» Беренгарио (1521 г.), где детали малоразличимы, а иллюстрации малочисленны и расположены в конце книги в качестве приложения. Везалий был одним из тех, кто обеспечил в медицинском контексте связь изображения и нарратива.

 

Довыхода второго изданияFabricaнаиболее подробные и натуралистические иллюстрации человеческого тела содержались в «Анатомировании» (De dissection, 1545) Шарля Этьенна. Этьенн сам был хирургом, поэтому многие иллюстрации были выполнены по результатам проводившихся при его участии вскрытий. Примечательно, что Этьенн использовал уже существующие резные деревянные доски, ранее изготовленные для иллюстрации порнографической поэмы «Любовь богов». Вероятно, искушенная публика того времени была способна оценить эту шутку.

 

Экземпляр InstitutionesВезалия покрыты разного рода примечаниями, сделанными им для типографии. Анализ примечаний Везалия говорит нам о тонкости его взгляда, умении находить мельчайшие ошибки и знании печатного дела. Прекрасно понимая, что книгопечатание может сделать для науки и медицины, Везалий стремился к точности и правильности иллюстраций и самого текста. С содержательной стороны, примечания показывают его интеллектуальное развитие, путь к написанию Fabrica. Примечательно, что заметки на полях выходят за строгие рамки текста и дают нам представление о Везалии как человеке.

 

О Везалии-человеке нам известно следующее: он родился в 1514 г. в Брюсселе, в семье королевского аптекаря. В 1530–1533 гг. учился в Левенском университете, а затем изучал медицину в Париже с 1533 по 1536 гг. Вернувшись в 1536 г. в Левен, Везалий закончил свое медицинское образование иотправился в Падую, где находилась известная медицинская школа. В 1537 г., уже в Падуе, Везалий сдал экзамены на степень доктора медицины и был назначен лектором по анатомии и хирургии. По материалам его работы в Падуе была подготовлена Fabrica,опубликованная впервые в Базеле в 1543 г.(второе издание в 1555 г.). Везалий умер в 1564 г., сопровождая короля Испании, при поездке в Иерусалим.

 

Профессор Наттон отметил, что в Париже до конца 1520-х годов никто из выпускников университетаявным образом не интересовался вскрытиями. В записях речей выпускников,которые они произносили при получении степени, нет никаких упоминаний анатомирования как распространенной практики. Среди нихбыли хирурги, были терапевты, были и астрологи, но не было анатомов.

 

Ситуация начинает меняться, когда в Венеции работы Галена были опубликованы на греческом языке. Интерес к анатомии и анатомированию возрастает еще сильнее, когда в 1531г. Иоганн Винтер фон Андернах (1505‒1574) публикует свой перевод Institutiones  с греческого на латинский язык.

 

В это же время Якоб Сильвий (1478–1555)начинает давать лекции по анатомии Галена. Как отмечает профессор Наттон, имеются свидетельства, что на них в аудиторияхцарилбольшой ажиотаж. Традиционный способ проведения занятия выглядел следующим образом: лектор давал объяснения и комментарии, а ассистент выполнял вскрытия различных частей животных. Известно, что одним из ассистентов Сильвия был именно Везалий. Страсть Везалия к вскрытиям, которую он имел еще с детства,когда проводил анатомические опыты на мышах и птицах, была замечена еще одним учителем Везалия — упомянутым выше Иоганном Винтером фон Андернахом— переводчиком с греческого языка и латыни. Везалий был при нем личным анатомом. Их совместная работа отразилась и на бумаге: InstitutionesВезалия — это редакция перевода фон Андернаха.

 

Institutionesи примечания к ней необычны тем, что Везалий видел потенциал перепечатывания медицинских текстов с включением в них исправлений и дополнений. Значительная часть примечаний к Institutionesслужили как раз этой цели. В результате, фон Андернах пересматривает отдельные части книги и перепечатывает свою работу с учетом тех исправлений, которые дал Везалий. Однако анализ примечаний показывает, что в один момент Везалий начинает оставлять свои заметки не для будущего переиздания Institutiones, но для себя. В этом усматривается замысел Везалия писать собственную, книгу по анатомии, которая и была опубликована в 1543 г. — Fabrica.

 

По Institutiones и по рукописным примечаниям видно, как Везалий начинает дополнять и исправлять Галена, используя данные собственных вскрытий. В FabricaВезалий, хотя и признает авторитетГалена, но старается возродить утерянные традиции догаленовской анатомии. Он часто критикует Галена, в том числе и отрывки, с которыми ранее он сам был согласен и которые включил в Institutiones.

 

Fabricaбыла быстро признана в Германии, в частности виднейшим протестантским теологом и политическим деятелем  Филиппом Меланхтоном (14971560). Было куплено несколько копий, которые активно использовались учителями медицинских школ. Молодые испанские анатомы также начали распространять анатомические взгляды Везалия. Современные ученые придерживаются мнения Меланхтона о том, что Везалий продолжил развитие взглядов галенистов. Но исследование примечаний ко второму изданию Fabrica 1555 г. показывает большое количество исправлений и дополнений, которые отличаются от взглядов Галена. Они говорят о критической установке Везалия по отношению к галенизму и «животной анатомии». Эти примечания, вместе с примечаниями к Institutioines, которые до настоящего времени не брались в расчет, дают новое представление о взглядах Везалия и тех методах работы с текстом, которые отражены в большом количестве его рукописных замечаний к своим произведениям.