• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Общеуниверситетский факультатив

Советская массовая культура: жанровое кино

 




Курс  может быть полезным для студентов самых разных специальностей. Во-первых, прохождение курса полезно с точки зрения знакомства с жизнью советского общества, в отношении которой кино является уникальным историческим источником.  Глядя на экран, на «запечатленную реальность», можно увидеть, как общались, двигались, говорили, носили одежду, ели, пили люди другой эпохи. Можно отследить повседневное поведение людей, которое чаще всего недоступно для фиксации в других, письменных, исторических документах. Во-вторых, в рамках этого курса студенты получают возможность получить навыки анализа кинотекстов. «Кинореальность» — это не отражение исторической реальности, она сконструирована, создана по особым законам. Фильм, особенно художественный фильм, не может быть интерпретирован буквально, без учета особенностей жанра, национальной изобразительной традиции, да и вообще специфики кинематографа как особого средства выразительности.

Необходимо отметить, что предметом курса выступает жанровое кино, которое наглядно и доступно разыгрывает значимые для общества ценности и конфликты и в этом смысле дает возможность уловить специфику советского опыта. Навыки анализа кинотекстов будут особенно полезны для студентов социальных и гуманитарных специальностей (историков, культурологов, социологов, политологов и  др.), которые в своей профессиональной деятельности сталкиваются с кинематографическими текстами вообще, так и с советскими и постсоветскими кинотекстами, в частности.

В процессе работы, мы будем ставить перед собой следующие задачи:

  • Описать отличительные особенности различных кинематографических жанров - комедий, детективов, сказок, исторических, научно-фантастических, приключенческих и др. фильмов - как определенных формул (по Дж.Г.Кавелти). Нас будет интересовать, каким образом происходило укоренение этих «формул» на отечественной почве и каковы механизмы их художественного воплощения, трансформации и развития в рамках советской идеологии.
  • Выявить собственно советские компоненты отечественного жанрового кинематографа (от идеологического переозначивания элементов «формулы» - до особенностей кинематографической техники). Описание этих компонентов даст возможность не только выявить способы кинематографического конструирования советской идеологии, но и отследить формы рецепции и «цитирования» советского жанрового кино в постсоветском кинематографе (ретрофильмы и ретросериалы, римейки и сиквелы, цитаты из классических советских фильмов).
  • Ввести историческую координату в описание советских жанровых фильмов через реконструкцию зрительского восприятия (по Х.Р.Яуссу). Такой подход позволит понять, что видели/не видели в фильме «тогда», что из использовавшихся тогда кинематографических приемов остается значимым сегодня, а что воспринимается как культурный/исторический/художественный анахронизм; какие из найденных в советское время методов вербальной и визуальной пропаганды исчерпали себя, а какие продолжают использоваться в новом историческом контексте.