• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЗАРИНА ГАТИНА О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Пожалуй, ни один российский университет не может похвастаться таким количеством научно-учебных лабораторий как Высшая школа экономики. В 2012 году при Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева был создан Центр университетских исследований с включенной в него студенческой лабораторией. Ее члены занимаются сбором интервью по университетской истории последних трех десятилетий. О концепции лаборатории рассказала нам ее руководитель, стажер-исследователь ИГИТИ, студентка магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» Зарина Гатина.



Зарина, правильно ли я понимаю, что вы представляете ту же лабораторию, которая в прошлом году работала в рамках проекта «Культура университетской памяти»?

– Да, в феврале 2013 года у нас стартовал новый исследовательский проект «Конструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России». Он продолжил пилотный проект прошлого года. Главный акцент в нем сделан на понимании того, что такое «университет» в перспективе большой длительности, что делает довольно разные институции с меняющимся составом людей одним и тем же университетом и наоборот – какие разрывы есть в прошлом конкретного университета. Нас интересует, как и на чем зиждется логика описания университетского прошлого, связь разрозненных событий, ощущение развития. Наша лаборатория изучает в этом проекте память людей, проработавших в российских университетах в 1980–2000-е годы. К февралю 2013 года мы создали коллекцию из 33-х интервью с преподавателями университетов Москвы, Казани, Омска, Чебоксар. Для их сбора и анализа мы организовывали учебные семинары, которые для нас вели социолог Оксана Николаевна Запорожец, историк Павел Юрьевич Уваров, филолог Нина Владимировна Брагинская. Они позволили нам сравнить разные дисциплинарные опыты и обнаружить специфику исторического подхода к устным свидетельствам.

 

В чем научная значимость вашей работы?

– Я думаю, что интервью – особо ценный источник для историка университетов. В официальных архивах мы обнаруживаем определенный набор текстов: протоколы заседаний, ведомости об успеваемости, личные дела сотрудников и студентов, финансовую отчетность. Информационная ограниченность этих источников побуждает исследователей искать иные пути получения сведений о прошлом. Этот поиск привел к инициативам по созданию разного рода «архивов идентичности», к сбору персональных текстов у людей, имеющих опыт университетской жизни. В таких коллекциях аккумулируются мемуары, интервью, автобиографии, устные рассказы. Они позволяют создать антропологически ориентированную историю пост-советского университета, которая поведает не только об основных вехах институционального развития, но и о повседневной жизни университетского человека, его индивидуальной истории вживания и выживания в университете.

 

А какие «подводные камни» подстерегают студентов на этом пути?

– Их много. Например, мы заметили, что, несмотря на схожие экономические и политические обстоятельства жизни, общие правовые условия существования, университетские люди оценивают это время совершенно по-разному. Есть и другая тенденция, которая уже заметна в собранных нами интервью – возможность так называемой «коллективной мифологии», когда индивидуальные воспоминания трансформируются под воздействием заданных в академическом, и не только, сообществе ценностных установок, когда личные воспоминания передаются риторическими штампами. Еще одна проблема, с которой мы столкнулись – это поиск адекватной методики анализа. Устная история как научное направление возникла относительно недавно, в связи с интересом к повседневности. Мы тщательно изучаем аналитические разработки наших предшественников, но большинство исследователей устной истории работают с информантами менее рефлексивными, чем мы, и их рассказы легче анализировать, чем наши.

 


На сайте лаборатории опубликованы тексты интервью. А что нужно сделать для того, чтобы появился такой текст?

– Мы работаем с информантами либо лично, посредством беседы, либо письменно, рассылая вопросник и получая ответы. Много времени у нас ушло на разработку и согласование вопросов, на которые мы хотели бы получить ответы и которые были бы корректны по отношению к университетским преподавателям. Университетское прошлое состоит из множества связанных и не связанных между собой событий и сюжетов. «Каким образом из разных памятей можно составить единую историю университета?» – этот вопрос мы активно обсуждали на семинарах Центра университетских исследований. Его руководитель, профессор Елена Анатольевна Вишленкова считает, что каждое полученное интервью представляет собой уникальный текст памяти. Мы не ждем, что их сумма даст единую и согласованную коллективную версию прошлого. Скорее мы готовы к множественности таких версий. С этим нелегко смириться.

Нашей непосредственной задачей при сборе интервью является поиск информантов, установление с ними контакта, получение согласия на беседу. После этого мы начинаем готовиться к нему – искать сведения о научной биографии, читать научные труды, изучать политическую историю нашей страны в 1980-2000-е годы. Далее следует проведение опроса, его транскрибирование. В ходе общения и расшифровки записей нам встречаются новые понятия, ссылки на неизвестные события и интеллектуальные авторитеты, что побуждает искать о них информацию и наводить справки. Так происходит наше собственное погружение в исследуемое прошлое.
 

Кто работает в лаборатории в этом году?

– Основной состав студенческой лаборатории в 2013 года образуют пять человек: Олег Захаров (магистрант второго года обучения факультета истории), Олег Морозов (магистрант первого года обучения факультета истории); Дина Гребенкина (студентка первого курса факультета экономики), Александр Русанов (аспирант факультета истории МГУ) и я. Помимо основного состава, в нашем проекте работают волонтеры. Почти все они студенты факультета истории. Мне бы очень хотелось, чтобы ряды нашей лаборатории пополнились студентами и других специальностей.

 
Как можно узнать о лаборатории?

– Мы есть ВКонтакте. Это открытая группа, в нее может вступить любой желающий, она так и называется «Виртуальная студенческая лаборатория». Помимо социальной сети, на сайте Центра университетских исследований есть страничка нашей лаборатории, на которой мы помещаем собранные интервью, фото с заседаний лаборатории, протоколы, видео-и аудиоматериалы.




Интервью взяла Людмила Мезенцева


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.