• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическое время: режимы темпоральности в университетской культуре России XIX – XX веков

Темпоральные модели давно являются объектом изучения философов, антропологов, исторических социологов, историков повседневности и сторонников культурной антропологии, но фокус их интереса, как правило, не смещается на XIX и редко на первую половину XX века. В связи с этим проблема интенсивности, ненормированности рабочего дня университетских преподавателей, а также загруженности студентов обычно обсуждается социологами и исследователями высшего образования как новая и инструментально (без обращения к теориям социального времени). Ее увязывают с введением информационных технологий, с расширением объема знаний и неолиберальными управленческими практиками в университетах. Считается, что именно они привели к сверх-интенсивности интеллектуальной работы, хронической нехватке времени на выполнение основного назначения университетского преподавателя – осваивать, производить и транслировать знание. Отсутствие исторического контекста порождает, с одной стороны, виктимное самоощущение у современного интеллектуала, зажатого между желанием реализоваться в избранной профессии и массой ограничений в своей жизни. А с другой стороны, риторику эффективности, неизбежности и соответствия "духу времени" в диалогах с ним университетских администраторов.Научная актуальность предложенного проекта видится в интеграции российской университетской тематики в международные историко-антропологические исследования. Опыт участия в международных семинарах историков университетов убеждает в наличии такой лакуны.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать темпы, ритмы, направленность времен  и способы конструирования социального и индивидуального времени в российских университетах XIX-XX веков. Задачи: 1. Выявить исторически меняющиеся способы управления временем в университетском пространстве (трансфер западных моделей организации академического времени, их адаптация к бюрократическому расписанию; переход университетов от локального к универсальному времени; унификация университетского пространства посредством академического часа и года; управление ученым сословием и вузовской интеллигенцией посредством интенсивности делопроизводства); 2. Проверить гипотезу о мультитемпоральности университетской жизни. Вполне вероятно, что возможность жить в разных временах и их сосуществование в одном социальном пространстве допустимы только в стабильные времена. Для ее проверки специальный раздел проекта будет посвящен периоду слома прежней университетской модели жизни и ее радикальной перестройке во второй половине 1920-х--1930-е годы; 3. На эго- и делопроизводственных документах проследить репрезентации "университетских времен", проверить на них корреляцию между культурой памяти и поколенческими конструктами; 4. Проанализировать модели времени в университетских самоописаниях (историях университетов, биографических словарях, торжественных речах, корпоративных сайтах).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.