• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нормы, ценности и добродетели: история этических соглашений в российских университетах

 

Руководитель –– В.С. Парсамов, соруководитель –– А.А. Ильин

Академическая этика сегодня является, с одной стороны, самостоятельной и респектабельной субдисциплинарной исследовательской областью, с другой стороны, безусловно значимым аспектом каждодневной жизни университета. То, что ещё несколько десятилетий назад казалось само собой разумеющимся, сегодня предстает «квази-очевидностями» (термин П. Бурдьё) и требует «этической работы» (М. Фуко), критики и рефлексии. Соответственно, то, что еще недавно считалось политическим или управленческим вопросом, обнаруживает все более отчетливые этические коннотации. Не только громкие скандалы, связанные с плагиатом или коррупцией, продажей бюджетных мест для обучения, но практически любые рутинные академические практики оказываются объектами для оценки с позиций этики. Она становится силой, способной менять академический мир изнутри.

Сегодня академическая этика институционализируется в университетах: ученые советы разрабатывают моральные кодексы, создают специальные комитеты и комиссии для решения конфликтов и спорных ситуаций, приглашают экспертов. Основанный шестнадцать лет назад специализированный Journal of Academic Ethics входит в основные базы цитирования и имеет высокие наукометрические показатели.

Предварительный анализ исследовательского поля выявил его дисперсность. Многие исследования, касающиеся академической этики, ведутся в далеких от нее дисциплинарных пространствах. Так, остро стоящая проблема плагиата и интеллектуальных краж, ставящая под угрозу честность (academic integrity) как один из основополагающих принципов университетской жизни, нередко понимается как вопрос эффективного менеджмента, регулирования и работы технических систем, которые должны выявлять заимствования (Р. Ховард Мур, Р. Пейтчева-Форсут, Х. Меллар, Л. Алексиева). При таком подходе собственно этические вопросы внутренней мотивации, связанные с добродетелями, интериоризированными правилами и ценностями оказываются периферийными (К. Валентайн). Управляемый, но лишенный механизмов саморегуляции университет вряд ли в состоянии справиться с трудовым оппортунизмом и разрушительными тенденциями (Д. Баден, Т. Бретаг, М. Дэвис, Дж. Спейт).

Изучение истории академической этики не только станет важным дополнением к существующему корпусу работ по университетской истории, но также послужит основанием для постановки новых вопросов и создания перспективных подходов к решению стоящих перед современным университетом проблем, исследованию и развитию академической этики сегодня.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.