• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моральные эмоции и этические проблемы в истории университетов


Руководители проекта: 

Парсамов Вадим Суренович

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): главный научный сотрудник

 
Ильин Андрей Александрович

Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): старший научный сотрудник

 

Как показал социолог П. Бурдьё, университеты используют неформальные способы саморегуляции и поддержания собственного единства, так как никогда не являются полностью формализованными институциями. В академическом мире традиционно важны индивидуальные стратегии поведения, а также личные отношения между коллегами, между учениками и учителями. Это неизбежно приводит к эмоциональной окрашенности практически любого феномена в университетской истории. Эмоции играли и играют большую роль, в том числе в становлении и развития академической этики в университетах. Без их изучения история академической этики была бы неполна, а современные попытки решить практические проблемы в этой области – неполноценны. 

Проект 2022 года является логическим завершением трехлетнего цикла исследований истории академической этики в университетах. Настоящий проект посвящен истории эмоций в университетской среде и их взаимосвязям с различными моральными вопросами, с которыми сталкивались университетские люди (профессора и студенты) в разное время от имперской и до постсоветской эпохи. Центральный для концептуализации цели и задач настоящего исследования подход – это история и теории эмоций, исследующие как исторически изменчивые социальные и культурные аспекты, так и инвариантную структуру эмоционального мира. 

Одна из главных представительниц истории эмоций, Б. Розенвейн, предлагает исследовать эмоции через историю различных «эмоциональных сообществ», объединенных общими представлениями о том, как следует говорить об эмоциях и воспринимать их, как они могут и должны влиять на действия человека. Её подход может быть применен к истории университетов и университетской этики, так как в университетах и вокруг них также формировались различные эмоциональные сообщества размером от несколько человек до тысяч и миллионов. Профессора, нынешние и бывшие студенты усваивали определенное способы говорить об эмоциях и работать с ними, что, в свою очередь, влияло на их рефлексию по поводу различных университетских проблем, создание и разрушение этических конвенций. Эмоциональные сообщества невозможно рассматривать отдельно от накладывающихся на них моральных сообществ (А. Макинтайр). Особенно значимыми в этом свете являются благодарность и привязанность, скреплявшие отношения внутри университетов, неотъемлемые для истории различных конфликтов гнев, вина, стыд и страх. Из-за их важности для этической сферы их можно назвать "моральными эмоциями" – термин, важный для моральной психологии (moral psychology), социологии эмоций, философии и организационной этики.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.