• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Общеуниверситетский факультатив

Пространство, которого нет: история утопии и ее восприятия

 


Утопия остается не только одной из важнейших категорий новоевропейской философии, но также формой самоосмысления современного общества. Если в конце прошлого века  доминировало убеждение, что мы живем в пост-утопическую эру, эпоху после крушения «больших утопий», то сегодня утопическая образность, утопическая риторика и идея утопии в целом все чаще используются как объяснительная модель для ориентации в современном, непредсказуемо меняющемся мире.

Курс позволит научиться работать с этой проблематикой утопического более осознанно: выяснить, как возникали и складывались те или иные культурные практики, которые сегодня признаются утопическими; как формировалась система наших ожиданий и тревог, обращенных к утопии; и главное – что такое утопия, что именно позволяет нам ее распознавать, как будто бы раз за разом возвращаясь в знакомое место.

Слушателям предстоит своего рода путешествие по утопическим пространствам: мы поговорим о классической утопии (от Томаса Мора до Эдварда Беллами); о «современной утопии» Герберта Уэллса; о коммунистическом «светлое будущем», воображенном советскими фантастами; об утопических мирах в сегодняшней массовой культуре, прежде всего в кино. Как устроены эти пространства, что их объединяет и как они воспринимаются? Почему утопия может казаться притягательной, скучной, пугающей? В ходе лекций будут предложены инструменты анализа утопического восприятия, чтобы с их помощью выйти к обсуждению ключевой проблематики: зачем нужна утопия, какие культурные дефициты она компенсирует, какую роль играет в антропологии современного человека и в целом в строительстве современности.

Утопия представляет собой нечто большее, чем конструктор идеального общества. Разговор об истории утопии – это также разговор о смысловых ресурсах культуры, о границах знания и воображения, о культурной памяти и забвении, о стремлении к контролю и аффекте энтузиазма, о поисках экзистенциальной и этической опоры. И, как ни странно, о страхе смерти.

Курс будет полезен тем, кто интересуется культурной и социальной историей, социологией пространства, психологией, проблемами литературного воображения и визуального восприятия.