• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Презентация новой книги Ирины Сироткиной «Шестое чувство авангарда. Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников»

Мероприятие завершено

21, 27 и 30 ноября состоится серия мероприятий, в рамках которых пройдет презентация новой книги Ирины Сироткиной «Шестое чувство авангарда. Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников».

21 ноября презентация книги пройдет в Санкт-Петербурге, в книжном магазине «Мы» по адресу: Невский проспект, д. 20. Начало в 19:00.

27 ноября презентация состоится в Музее Андрея Белого по адресу:  ул. Арбат, д. 55. Начало в 18.00.

30 ноября в рамках книжной ярмарки Non-Fiction состоится презентация серии Avant-garde, на которой будет представлена новая книги Ирины Сироткиной. Презентация пройдет по адресу: ул. Крымский вал, д. 10, Центральный Дом Художника, зал № 5. Начало в 14.00.


Аннотация:

Сироткина И.Е. Шестое чувство авангарда. Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 208 с.: ил.

Откуда берутся авангардные дух и устремленность, как их удержать и сохранить? Чем достигается и поддерживается в себе постоянная открытость изменениям? Как дается, чем добывается творческая и — просто свобода? В поисках ответов на эти вопросы все чаще обращаются к телу, его движениям, внутреннему или «мышечному» чувству. Начиная с Аристотеля принято считать, что у человека всего пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Однако многие пытались и пытаются раздвинуть пределы человеческих возможностей, найти новое, «шестое» чувство, которое помогло бы воспринять еще неизведанное. На протяжении истории предлагалось несколько кандидатов на шестое чувство: в XVII веке им был «сексуальный аппетит», затем — «интуиция», «экстрасенсорные способности» и, наконец, «мышечное чувство». Последнее — ощущение собственных движений — называют также «проприоцепцией» и «кинестезией». По своей важности шестое чувство может считаться первым — ведь от него зависят наша способность различать Я и не-Я, наше ощущение собственной активности или субъектности, чувства прямого контакта с миром и близости с другим человеком.

Художники авангарда стали одними из первых, кто оценил значение шестого чувства — потенциал движения, физического действия как источника смысла и экспрессии. Владимир Маяковский свидетельствовал: стихи пишутся в движении, всем телом; Василий Кандинский изучал движение как один из базовых элементов искусства, а Михаил Матюшин использовал кинестезию для «расширения» восприятия. Всеволод Мейерхольд, Виктор Шкловский и многие другие представители авангарда строили свое знание как умение, прием, knowing-how, savoir-faire. В этом им помогли их собственные витальность, энергия, динамизм. Оспаривая тот факт, что знание-умение иерархически подчинено знанию теоретическому, художники авангарда положили начало «двигательному повороту» в гуманитарном знании. Авангард, будучи проектом не только художественным, но и антропологическим, переосмыслил идеи теософии и антропософии о «высшей чувствительности» — непосредственном восприятии иного, высшего мира, о развитии у человека нового, шестого чувства.

Ознакомиться с содержанием и фрагментами книги вы можете на сайте издательства.