• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о конференции "Изображение империй: фотография и социальные изменения в полиэтническом контексте XIX века".

Отчет Елены Вишленковой о конференции "Изображение империй: фотография и социальные изменения в полиэтническом контексте XIX века", которая прошла с 27 по 29 августа 2014 года в Базеле.

 

27—29 августа 2014 года в Базеле (Швейцария) прошла международная научная конференция «Picturing Empires: Photography and Social Change in the 19th Century Multi-Ethnic Environments». В ней приняли участие ученые, исследующие историю России, Южной Африки, Британии, Америки, Средней Азии, Франции, Балтийского региона. Их участие естественным образом обеспечило компаративный подход к рассмотрению заявленной темы. В загородном замке Аугуста Раурика (Augusta Raurica), предоставленном Swiss Scientific Foundation, исследовательское поле визуальных исследований формулировали специалисты по социальной истории, истории медицины, культурной топографии, истории науки и техники, истории и теории искусства. 

Организатор конференции, профессор Базельского университета Фритьоф Беньямин Шенк, известен в академическом сообществе своими работами в области исторической памяти, ментальной географии и социальной истории России. Его широкие международные контакты сделали возможным представительство разных стран, национальных исследовательских традиций и научных дисциплин. Сама конференция была частью коллективного проекта по выявлению роли технологических и технических открытий в социально-модернизационных процессах Российской империи. В связи с этим рабочей гипотезой устроителей было предположение, что открытие и быстрое распространение фотографии как массового и механического производства изображений повлияло на скорость и содержания идентификационных процессов в империях.

Три дня в шато Аугуста Раурика работали пять панелей: «Визуальные репрезентации до и после изобретения фотографии» (докладчики Елена Вишленкова, Heather Sonntag, James Ryan и дискутант Mark Bassin); «Рисуя имперские субъекты в эпоху фотографии» (Lorenna Rizzo, Ольга Аннанурова и дискутант Andreas Broeckmann); «Визуализируя полиэтничность» (с докладами Laura Ellias, Baiba Tetere, Martina Baleva и дискутант Elizabeth Edwards); «Визуализируя религиозное разнообразие» (Евгений Аврутин, Jannifer Keating, Jurg Schneider и Arno Schubbach); «Индустриальная фотография» (Lenka Fehrenbach, Celina Assegond, Noeme Santana и  Monika Dommann). Формат конференции требовал от участников предварительной подготовки своих и прочтения размещенных на сайте объемных текстов коллег; визуальную презентацию и объяснение способов анализа использованных в качестве исторического источника изображений, критические выступления специально приглашенных дискусантов о прочтенных, выслушанных и увиденных сообщениях, а также обстоятельное обсуждение с участием всех участников. При такой организации работы тема конференции никак не могла быть простым «зонтиком», покрывающим разные и мало связанные друг с другом кейсы. На протяжении всех дней исследователи формулировали релевантные по отношению к истории фотографии вопросы и пытались экстрагировать из представленных кейсов теоретические выводы.

В итоге организаторы конференции получили следующий набор вопросов: Как мы смотрим на изображения? Как нам позволяют смотреть и видеть их? Как на это влияют новые технологии и развитие техники? Могут ли участвовать в политике смотрения интересы покупателей и производителей изображений? Насколько важен для реконструкции смыслов визуальных образов культурный контекст эпохи, локальной культуры? Острые дискуссии возникли о том: можем ли мы восстановить взгляд и восприятие современников, не будет ли каждый раз это производство новых интерпретаций и их встраивание в новые дискурсы? Такие опасения — естественный результат усвоения уроков постколониальной и феминисткой критики. К тому же в последние годы произошла явная деконструкция исследовательских допущений благодаря разработкам новой истории науки и техники. Способен ли повлиять на свой образ сам объект изображения? Как он может это делать? Иначе говоря, исследователей визуального волнуют границы и способы конструирования субъектности и объектности. После каждого доклада обсуждались вопросы: Как фотографы участвуют в национальных конвенциях? Что они внесли в них нового? Как сами фотографии собираются и сохраняются для историков и других исследователей в архивах, музеях и личных коллекциях? Что сделала и делает фотография? То есть участники конференции старались прояснить, вопрос о возможностях фотографии свидетельствовать, помогать, запоминать, конструировать, изменять, популяризировать. 

Примечательно, что никто из исследователей не обсуждал в своих докладах единичные образы. Только серии или альбомы. Это позволило предположить, что единичный образ не является визуальным нарративом. Он лишь отдельное и уникальное свидетельство, своего рода единица визуального языка. Название конференции проблематизировало роль фотографа в репрезентациях страны, группы, общности (например, успех метрополии в окультуривании туземцев), в самоуверенности империи в международном контексте, в картографировании географических и ментальных пространств. Фотограф помогает структурировать социальный мир (мультиэтнический, социально гетерогенный) и создает национальные идентичности. Но, как показали обсужденные на конференции случаи, он же является каналом для преодоления изоляции, локальной ограниченности. Индустриальная фотография порождала у зрителей ощущение глобальной общности мира, в том числе через показ общих проблем (например, загрязнение воздуха фабриками).

Участники говорили о многочисленности имперских модерностях и способах их переживания современниками. Внимание также было приковано к материальной стороне визуальных имиджей: бумаге, химическим реактивам, оптической технике. И поскольку изображения есть способ социальной коммуникации, их создателям, потребителям и исследователям нужны подписи. Это ставит перед исследователями проблему соотношения визуального и вербального языков, вопрос о месте фотографии среди иных медийных средств (графика, карикатуры, карты, фильмы).

Как показала конференция, часть исследователей визуального используют в своих штудиях теоретическую рамку М. Фуко, а часть стараются преодолеть его жесткую установку на выявление власти дискурсов. При этом никто не смог предложить универсальной инструментальной рамки и все согласились с выводом профессора Шенка, что необходима коллективная разработка теории для изучения истории фотографии и конвенция об интерпретационной открытости фотографических образов, что важно изучать разрывы в их понимании.