Информационное общество в СССР: несостоявшийся проект?
Темой очередной встречи стало понятие информационного общества и его специфика/ отсутствия в СССР. Обсуждение строилось с опорой на фундаментальное исследование Мануэля Кастельса "Информационная эпоха: экономика, общество и культура".
Основным спикером выступила Полина Колозариди. Она выбрала несколько фрагментов из переводного издания этой книги на русский язык.
Работа Кастельса может быть интересна в продолжение разговора о понятии “информации”, о его роли в дискурсивном поле “алгоритмической рациональности”, и его путешествиях из одной области знания в другую. В данном случае речь идет о том, какие смыслы и коннотации оно получило в рамках социальной теории "информационного общества”. Кроме того, они позволяют вывести рассуждения из поля науки и научной рациональности и поставить вопросы о ее связи с развитием технологии, экономики, общества.
Были рассмотрены следующие вопросы:
- Что такое "информационное общество", как оно соотносится с "сетевым обществом"?
- Как соотносятся понятия информации, коммуникации, технологии? Каковы, согласно Кастельсу, ключевые составляющие, необходимые для становления информационного общества?
- Как и почему, по мнению Кастельса, информационное общество не смогло появиться в СССР?
В дополнение стоит просмотреть следующие тексты:
- Webster, F., & Robins, K. (1998). The iron cage of the information society. Information Communication & Society, 1(1), 23-45. – Полновесная критика самого понятия информационного общества и тех идей рационализации и контроля, которые оказываются в него включены.
- Van Dijk, J. A. (1999). The one-dimensional network society of Manuel Castells. New media & society, 1(1), 127-138. — что упускает Кастельс в политическом и теоретическом смысле, лаконичный обзор, в котором удачно показаны именно те слабые места, которые проявятся в дальнейшем: «однополярность» Кастельса, сужение политических возможностей под видом утопии равенства.
- Garnham, N. (1998). Information society theory as ideology: A critique. Loisir et société/Society and Leisure, 21(1), 97-120. — последовательная марксистская критика, где подробно разбираются основания проекта Кастельса (и не только). Это хорошее введение в тему именно с позиции марксистской критики; важно, так как Кастельс действует исходя из категорий производства-отношений.