Алгоритм изобретений и «бескомпьютерная кибернетизация» инженерного творчества в СССР
На виртуальной встрече 18 октября предметом обсуждения был «алгоритм изобретений» (АРИЗ или ТРИЗ), разработанный Г.С. Альтшулером в 1960-1970-е годы, как интересный и продуктивный пример «бескомпьютерной кибернетизации» инженерного творчества в СССР, который стал популярен и за его пределами уже в 1990-е.
В вопросах мировоззренческих и философских оснований ТРИЗ, социологических характеристик и этических установок участников сообщества ТРИЗ участники опирались на исследования Зинаиды Васильевой, постдока Мюнхенского центра исследований технологий и общества.
Обсуждение концентрировалось на аспектах ТРИЗ как концепта и социального явления. С концептуальной точки зрения обсуждалась связь ТРИЗ с другими аналогичными концепциями и и интеллектуальными явлениями — такими, как кибернетика, инженерное творчество, практики авангарда, философско-методологические учения Щедровицкого и Симондона. Некоторые понятия, общие для ТРИЗ и кибернетики, трактовались ими по-разному — так, алгоритмы у Альтушера скорее сходны с эвристиками, «заточенными» под творческое исполнение инженерных задач.
Здесь возник вопрос «советской» специфичности данного явления: справедливо ли соотносить его с какими-либо сюжетами из советской или зарубежной культуры? Для этого потребуется изучить ТРИЗ как социальное явление, распространенное в сообществах, вовлеченных в различные практики.
Помимо этого участники обсуждали инженерно-этические аспекты ТРИЗ — например, ориентацию сторонников этой концепции на своеобразный альтруизм и научное творчество как свободную самореализацию. Отсюда вера сторонников ТРИЗ в государство как источник общего блага и в науку как практику, ведущую к построению нового общества, населенного новыми людьми,