• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение людей и машин, когнитивная психология и ее советские аватары

15 ноября состоялось очередное заседание семинара при участии специалиста по когнитивной науке и истории советской психологии Марии Фаликман (НИУ ВШЭ).

Обучение людей и машин, когнитивная психология и ее советские аватары

https://www.youtube.com/watch?v=6Pg8cmIL1Ck

Предметом обсуждения на  семинаре стал культурно-исторический подход к когнитивному развитию (обучение, мышление), предложенный Львом Выготским в 1930-е годы. Участники семинара сопоставили роль его научного наследия, с одной стороны, для эволюции психологии мышления в послевоенный период в СССР и, с другой стороны, его рецепцию в американской литературе по когнитивной психологии и нейронаукам начиная с 1970-х годов по сегодняшний день. При участии Марии Фаликман участники обсудили актуальный тренд на осмысление подхода Выготского в контексте современных цифровых технологий и поисков в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения.

Обсуждались следующие вопросы:

  • В чем понимание "искусственного" у Выготского является специфическим / уникальным / типичным для советского культурного и интеллектуального универсума? Каковы его базовые отсылки? 
  • Как наследие Выготского осмыслялось и интерпретировалось в более поздней советской (и возможно, современной, российской) психологии мышления?
  • Могло ли наследие Выготского стать теоретическим (и институциональным) ресурсом для создания советской школы когнитивной психологии или нейронауки? Почему не случилась советская когнитивная наука? 
  • В какой мере современные тренды цифровизации корректируют подход Выготского? В какой мере последний может быть полезен для осмысления их последствий в рамках психологии обучения и когнитивного развития? В чем современность Выготского?
  • Нужна ли нам "социальная теория машинного обучения"? Должно ли "искусственное" обучение следовать тем же принципам, что и человеческое обучение?

Тексты для подготовки к семинару:

  1. Reigeluth, T. & Castelle M., “What kind of learning is machine learning?” in Roberge, Jonathan, & Castelle, Michael (Eds.): The Cultural Life of Machine LearningAn Incursion into Critical AI Studies, Routledge, 2020, p. 79-115 (https://www.palgrave.com/gp/book/9783030562854#aboutAuthors)
  1. Falikman, M. "There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization"  Front. Psychol., 24 February 2021 (https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.501233/full)