• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Просвещенный катастрофизм: лекция Жан-Пьера Дюпюи в рамках алгоритмического семинара

31 января в 18 часов  в рамках семинара «Алгоритмическая рациональность» ИГИТИ им А.В. Полетаева состоялась онлайн-встреча с почетным профессором Стэнфордского университета и парижской Политехнической школы, членом французской Академии технологий  Жан-Пьером Дюпюи.

Просвещенный катастрофизм: лекция Жан-Пьера Дюпюи в рамках алгоритмического семинара

Дюпюи — автор многочисленных работ по философии науки и техники, по истории кибернетики и когнитивных наук, по современным проблемам экономики, политики и экологии. По-русски в последние годы вышли три его книги: «Маленькая метафизика цунами» (ИД Ивана Лимбаха, 2019), «Знак священного» (НЛО, 2021) и «Ревность» (ИД Ивана Лимбаха, 2021).

Из предисловия Алексея Гринбаума к «Знаку священного»:

В 1984 году Дюпюи основал в Париже Центр исследований по прикладной эпистемологии — институт, изменивший течение французской мысли. Дюпюи был первым во многом: он издал французский перевод «Теории справедливости» Ролза, привел на шум парижских пиров и буйных споров аналитическую философскую традицию, опубликовал учебник, в котором Мишель Фуко и Жак Деррида соседствуют с Джоном фон Нейманом и Хайнцем фон Фёрстером. [...] Такую подборку сюжетов легко превратить в целую библиотеку политических и социальных наук. Но Дюпюи – не только комментатор текущих событий, его роль глубже. [...] Ключевая фигура – вынос вовне чего-то изначально внутреннего, присущего человеческому обществу и потому, казалось бы, ему имманентного, однако превращаемого путем такого выноса во внешнюю силу, которая в конечном счете и задает, и удерживает единство этого общества. Этот структурный мотив называется автотрансценденцией. Именно он позволяет повседневную жизнь общества связать с неизмеримо более широкой сферой священного.

Жан-Пьер Дюпюи прочитал лекцию на тему "The Future as Self-Transcendence. Introduction to Enlightened Doomsaying".

The goal is to define a philosophical attitude before looming disasters (climate change, nuclear war, runaway advanced technologies, etc.) that is neither complacent optimism nor debilitating pessimism. Anyone who regards an impending catastrophe as certain is helping on its occurrence, precisely through his certainty. Anyone who regards the avoidance of the catastrophe as certain grows carefree and unintentionally impels us into it. Only he who sees the peril and does not for one instant forget it, is able to behave in a rational fashion and to do what is possible to exorcise it. It will be shown that this attitude requires a relationship to the future that makes it real while preserving its essential indeterminacy.

С видеозаписью лекции можно ознакомиться по ссылке.