Научный семинар Центра исследований современной культуры: доклад Антона Вадимовича Свешникова «Почём нынче Средние века в Сибири? Движение исторической реконструкции – от хобби к бизнесу»

23 сентября на научном семинаре Центра исследований современной культуры и научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» выступил доктор исторических наук, профессор Омского государственного университета Антон Вадимович Свешников с докладом  «Почём нынче Средние века в Сибири? Движение исторической реконструкции – от хобби к бизнесу». См.небольшой репортаж по ссылке.

Научный семинар Центра исследований современной культуры: доклад Антона Вадимовича Свешникова «Почём нынче Средние века в Сибири? Движение исторической реконструкции – от хобби к бизнесу»

 

23 сентября  на научном семинаре Центра исследований современной культуры и научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» состоялось выступление доктора исторических наук, профессора Омского государственного университета Антона Вадимовича Свешникова «Почём нынче Средние века в Сибири? Движение исторической реконструкции – от хобби к бизнесу»

 

В докладе были представлены результаты изучения деятельности реконструкторских клубов в нескольких сибирских городах (Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Тобольск). Описав реконструкторское движение в целом, А. Свешников обратился к основному объекту своего изучения  - клубам медиевальной направленности, деятельность которых тематически связана с реконструкцией западноевропейского средневековья. Клубы исторической реконструкции являются неформальными объединениями с плавающим числом участников. Впрочем, некоторые из них демонстрируют завидную устойчивость и активно привлекают новых членов. Специфическая экономика этих сообществ строится вокруг деятельности по воссозданию исторических костюмов, обмундирования и оружия, которая требует достаточно больших материальных затрат. В докладе было показано, как складывается система производства, включающая освоение навыков изготовление костюмов участниками движения и создание собственных цехов, практики обмена предметами и удостоверения их соответствия историческим образцам и т.д. Вокруг демонстрации костюмов и применения созданного оружия строится событийная сторона движения исторической реконструкции, связанная с проведением фестивалей. Ярким примером того, какое значение приобретает деятельность по созданию костюмов, являются жизненные траектории наиболее увлеченных участников движения, для которых хобби перерастает в профессию, а создание исторических костюмов и аксессуаров становится не только самоценным занятием, но и основным способом заработка.

 

Еще одна важная сторона экономического быта клубов исторической реконструкции связана с взаимодействием с официальными организациями и бизнес-структурами, которые могут выступать спонсорами проведения фестивалей  и предоставлять грантовую поддержку участникам движения. Описав складывание этой системы общественной поддержки,  А. Свешников остановился на специфике исследуемых им сообществ. В отличие от клубов, посвященных русскому прошлому и истории Сибири, для медиевальных клубов участие в системе грантополучения затруднено, поскольку их тематика хуже вписывается в программу укрепления патриотизма, с которой связана система государственной поддержки. В этой ситуации возникают разные стратегии отношения клубов к системе государственной поддержки – от поиска возможностей встраивания до дистанцирования от нее, связанного с критической оценкой этой системы и тех, кто ею пользуется.